Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют
осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок
получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно
адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый
класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к
школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда
уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из
распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в
дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии
ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная
роль.
Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности
в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных
способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа
позволит устранить этот недостаток.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского
мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к.
полноценное развитие логического мышления требует не только высокой
активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности, которые
закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для
пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне
готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с
внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных
знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в
том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей,
тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения,
которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их
разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный
период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития
способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков
является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку,
не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи,
выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения
можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические
отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над
развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного
развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и
упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с
дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые
игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы
трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные
принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду,
завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование
мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения,
врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор,
критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими
врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться
мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать
утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является
инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование
основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором
становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется
важностью логического мышления для развития личности в целом.
Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного
логического мышления с использованием современных педагогических технологий.
Задачи:
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению,
обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию,
ограничению.
2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями,
устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться,
интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
рассуждать,
занимаясь
4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание
прийти на помощь сверстнику.
5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному
сотрудничеству.
Сроки реализации программы – 2 учебных года.
Количество детей – 8 детей.
Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью
25-30 минут.
Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия,
работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение
логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание,
объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность,
графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.
Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового
материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала;
игра, рисование.
Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой
материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы,
логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и
психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.
Содержание программы.
Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим
операциям).
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать
ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих
картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между
ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и
упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери
заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами
различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и
геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их
свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые
знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями:
мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их
существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное
оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный
запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения:
магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление
рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической
последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из
группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и
упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые
предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение.
Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры
и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например,
когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём
человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или
иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?)
Решение логических задач.
Ожидаемые результаты: Занятия кружка будут способствовать овладению детьми
умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и
разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет
более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в
нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более
успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама
школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Используемая литература:
1. «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.
Изд. «ГРИНГО», 1995г.
2. «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
3. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
4. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва
«Акалис», 1996г.
5. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
6. «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы)
Л.П.Морозова. ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
7. Аралова М.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
Согласовано:
Заместитель заведующего по ВМР
___________________Н.В.Гордеева
«______»______________ 2016 г.
Октябрь
Занятие
№1
Октябрь
Занятие
№2
Октябрь
Занятие
№3
Октябрь
Занятие
№4
Ноябрь
Занятие
№1
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ д/с№10
____________ Л.В.Ганичева
«____ » ____________ 2016г.
Перспективный план работы кружка «Играем и учимся»
На 2016-17 уч.год
Содержание занятий
Задачи
Мониторинг. Выполнение
Оценить уровень развития образнодиагностических заданий.
логического, словесно-логического
1.«Оценка образно-логического
мышления у детей.
мышления: «Нелепые картинки».
«Перепутанные стихи».
2.»Оценка словесно-логического
мышления».
1.Обучение приёму«Сравнение». Учить
определять
общие
и
Д/И «Давай, сравним», «Найди
отличительные
признаки
вырезанные кусочки»,
сравниваемых объектов, отличать
2.Игра с блоками Дьенеша.
существенные
несущественные
Группируем фигуры по цвету,
признаки
объекта.
Развивать
форме, величине, толщине.
внимание, восприятие, мышление.
3.Занимательные вопросы,
загадки – шутки.
1.Анализ – синтез.
Упражнять в нахождении
Д/И «Дополни картинку», «Что
закономерности и обосновании
для чего»2. «Чем похожи и чем
найденного решения, в
отличаются»
последовательном анализе каждой
3.Игра с блоками Дьенеша .
группы рисунков.
Знакомство с карточками –
символами.
4.Решение логических задач.
1.Обобщение. Д/И «Логический Учить подобрать обобщающее
поезд», «Назови одним словом» понятие для каждой группы слов;
2.»Логические цепочки».
объяснить свой выбор.
3.Игра с блоками Дьенеша.
Учить находить логическую связь
Продолжать знакомить с
между рисунками,
карточками – символами.
расположенными в одном ряду;
4.Выкладывание картин из
нарисовать недостающий элемент;
счётных палочек.
подробно объяснить свои действия.
1.Классификация. Д/И «Магазин Учить мысленно распределять
универсальный», «Разложи на
предметы по группам; соединить
группы»,
попарно подходящие друг другу
2.Д/И «Подбери и назови».
предметы, подробно объяснять
3.Игра с палочками Кюизенера.
свои действия.
4.Учимся отгадывать загадки.
Ноябрь 1.Систематизация. Д/И
Занятие «Картинки последовательные»,
№2
2.Игра с блоками Дьенеша.
«Где спряталась мышка».
3.Графический диктант.
Развивать умение упорядочивать
объекты по количественному и
внешним признакам и по смыслу
Учить самостоятельно находить
закономерность. Учить составлять
описательный рассказ.
Учить выделять один или
несколько предметов из группы по
определённым признакам.
Ноябрь 1.Ограничение. Д/И «В гостях у
Занятие лисы»,
№3
2«Что лишнее».
3.Игра с блоками Дьенеша
«Найди клад».
Ноябрь 1.Умозаключения. Д/И «Потому, Учить при помощи суждений
Занятие что…», «Логика».
делать умозаключения. Развивать
№4
2. Игра с блоками Дьенеша «Кот воображение.
и мыши».
3.Лингвистические задачки.
Декабрь 1.Установление причинно –
Занятие следственных связей.
№1
Д/И «Почему это произошло».
2.Что должно быть в пустых
клеточках, дорисуй.
3.Логическая мозаика.
Декабрь 1.Смысловое соотнесение.
Занятие Д/И «Что подходит», «Бывает ли
№2
такое».
2. Придумывание небылиц.
3.Нарисуй справа такую же
фигуру.
Декабрь 1.Игра с логическими блоками
Занятие Дьенеша «Угадай – ка»
№3
2.Назови и покажи из каких
фигур составлены эти предметы.
3. Решение логических задач.
4.Графический диктант.
Декабрь 1 Игра с палочками Кюизенера.
Занятие «Посудная ловка».
№4
2.Задачи – шутки, занимательные
вопросы.
3.Д/И «Что делать»
Учить находить причину событий.
Развивать логическое мышление,
скорость действий и мысли;
восприятие, воображение.
Январь
Занятие
№1
Учить находить связи между
предметами, явлениями.
Развивать логическое мышление,
скорость действий и мысли;
восприятие, воображение.
1.Разгадываем кроссворд
2.Занимательные вопросы,
загадки – шутки.
Учить находить связи между
предметами, явлениями,
основываясь на существенные
признаки и свойства.
Развивать умения выявлять,
абстрагировать и называть свойства
(цвет, форму, размер, толщину)
предметов, обозначать словом
отсутствие какого – либо
конкретного свойства предмета.
Развивать у детей представление о
числе на основе счёта и измерения;
пространственные отношения.
На основе двух суждений делать
самостоятельное умозаключение.
Январь
Занятие
№2
1«Сравнение».
Д/И «Что изменилось».
2.Игра с блоками Дьенеша.
Группируем предметы по
существенному признаку.
3.Занимательные задачки.
Февраль 1.Анализ – синтез.
Занятие Д/И «Подскажи Незнайке»
№1
2. «Зачем и почему»
3.Игра с блоками Дьенеша .
4.Решение логических задач.
Закреплять умение определять
общие и отличительные признаки
сравниваемых объектов, отличать
существенные несущественные
признаки объекта. Развивать
внимание, восприятие, мышление.
Закреплять в умении находить
закономерности и обосновании
найденного решения, в
последовательном анализе каждой
группы рисунков.
Февраль 1.Обобщение. Д/И «Логические
Занятие цепочки».
№2
2.Игра с блоками Дьенеша.
3.Выкладывание картин из
спичек, пуговиц, сыпучих
материалов.
Февраль 1.Классификация. Д/И «Вопрос
Занятие – ответ», «Подбери и назови».
№3
2.Игра с палочками Кюизенера.
3.Учимся разгадывать ребусы.
Совершенствовать умения в
обобщении понятий для каждой
группы слов; объяснить свой
выбор.
Закреплять
навык находить логическую связь
между картинками.
Закреплять умение мысленно
распределять предметы по
группам; соединить попарно
подходящие друг другу предметы,
подробно объяснять свои действия.
Февраль 1.Систематизация. Д/И
Занятие «Продолжи ряд предметов».
№4
2.Игра с блоками Дьенеша. «Где
спряталась мышка».
3.Графический диктант.
Совершенствовать умение
упорядочивать объекты по
количественному и внешним
признакам и по смыслу, составлять
описательный рассказ.
Март
Занятие
№1
1.Ограничение. Д/И «Найди
фрагменты изображений».
2.Игра с блоками Дьенеша
3.Учимся разгадывать
крассворды.
Закреплять умения выделять один
или несколько предметов из
группы по определённым
признакам.
Март
Занятие
№2
1.Умозаключения. Д/И
«Подумай, на что похожа
картинка, дорисуй её».
2. Игра с блоками Дьенеша
3.Разгадываем загадки
Закреплять умения при помощи
суждений делать умозаключения.
Развивать воображение.
Март
Занятие
№3
1.Установление причинно –
следственных связей.
Д/И Что должно быть в пустых
клеточках, дорисуй.
2.Логическая мозаика.
Совершенствовать умение
находить причину событий.
Развивать логическое мышление,
скорость действий и мысли;
восприятие, воображение.
Март
Занятие
№4
1.Смысловое соотнесение.
Д/И «И хорошо и плохо».
2. Придумывание небылиц.
3.Графический диктант
Закреплять умение находить связи
между предметами, явлениями,
основываясь на существенные
признаки и свойства.
Апрель
Занятие
№1-2
Мониторинг. Выполнение
диагностических заданий.
Оценить уровень развития
логического мышления у детей.
Перспективный план работы кружка «Играем и учимся»
на 2017-2018учебный год
Месяц
Октябрь
№2.
№3.
Ноябрь
№1.
Занятие
Задачи
«Неправильные картинки»
-Развивать элементарные образные
представления ребенка об
окружающем мире и о логических
связях.
-Развивать умение рассуждать
логически.
-Развивать оригинальность мышления.
-Расширять способность
нестандартного применения
предметов.
- Воспитывать коммуникативные
качества
-Развитие образно-логическое
мышление.
-Учить изменять одно свойство
предмета не изменяя других его
свойств.
-Развивать мелкую моторику,
графические навыки.
-Развивать креативное мышление.
-Развивать мелкую моторику,
художественные способности.
-Развивать творческое воображение,
фантазию, художественные
способности.
-Формировать коммуникативные и
импровизационные навыки.
- Развивать мыслительные операции:
умозаключение, систематизацию.
-Развивать мелкую моторику,
гр.навыки.
«На что сгодится
карандаш?»
«Шумно, вкусно, круглокрасно!»
№2.
«Ожившие фигуры»
№3.
«Кто сильней: медведь или
папа?»
№4.
«Что в пустой клетке?»
Декабрь
№1.
«И карета - сказочная, и
палочка волшебная!»
№2.
«Буквы нашлись»
№3.
«Буквы спрятались!»
№4.
«Необычный оркестр»
Февраль
№1.
«Выход из лабиринта»
№2.
«Мокро в банке огурцу»
№3.
«Не узоры – загляденье!»
№4.
«Назови посмешнее»
Март
№1.
«На листочке – только
точки»
№2.
«Папуас Павел»
-Развивать творческое воображение,
фантазию.
-Развивать мелкую моторику,
художественные способности.
-Развивать зрительное восприятие,
внимание.
- Развивать мыслительные операции:
сравнение.
-Развивать зрительное восприятие,
внимание.
- Развивать мыслительные операции:
сравнение, смысловое соотнесение.
- Развивать воображение; побуждать
детей к импровизации.
-Расширять способность
нестандартного применения
предметов.
-Воспитывать партнёрские,
уважительные отношения
-Развивать способность планировать
действие и поведение.
- Развивать мелкую моторику,
гр.навыки.
- Развивать креативное мышление.
-Развивать творческое воображение,
фантазию, художественные
способности.
-Воспитывать коммуникативные
качества.
-Развивать зрительное восприятие,
внимание.
- Развивать мыслительные операции:
сравнение, смысловое соотнесение.
-Развивать слов.-логическое
мышление.
-Обогащать словарный запас.
- Развивать творческое воображение.
-Воспитывать коммуникативные
качества.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать мыслительные операции:
сравнение.
- Развивать мелкую моторику,
гр.навыки.
- Развивать зрительное восприятие,
внимание.
- Развивать мыслительные операции:
№3.
«Таинственные загадки»
№4.
«Куда пропал рисунок?»
Апрель
№1.
«Кукла, зонтик, воробей,
объединяйтесь!»
№2
№ 3-4
«Рифмы»
Мониторинг. Выполнение
диагностических заданий.
сравнение, смысловое соотнесение.
-Закрепление знаний о буквах и
звуках.
- Развивать воображение, логическое
мышление, инициативу.
- Вызывать у детей радостный
эмоциональный настрой.
-Воспитывать коммуникативные
качества.
- Развивать мыслительные операции:
умозаключение, систематизацию.
-Развивать мелкую моторику,
гр.навыки.
-Развивать обобщающие функции
мышления.
-Развивать способность видеть не
только очевидные, но и скрытые
свойства и признаки объектов.
- Развивать креативное мышление,
творческое воображение, фантазию.
- Побуждать детей к импровизации.
-Воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу, партнёрские
качества.
Оценить уровень развития
логического мышления у детей.