Аннотации к рабочим программам,
реализуемым в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
Рабочие программы по предметам составлены на основе Федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и в соответствии с учебным планом
МАОУ «Сылвенская средняя школа имени В.Каменского».
Цель программ — является развитии личности, формирование общей культуры,
соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,
формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических
представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально
возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Рабочие программы адаптированы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), индивидуальных
возможностей
и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных
программ представляют собой описание возможных результатов образования данной
категории обучающихся.
Освоение обучающимися АООП УО предполагает достижение ими двух видов
результатов:
личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию,
социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по
получению нового знания и его применению.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП 2 заносятся в СИПР с
учетом индивидуальных
возможностей
и специфических
образовательных потребностей обучающихся.
Обучающимся, для которых содержание предмета базового уровня недоступно,
в
специальную индивидуальную образовательную программу (СИПР) включается
программа по предмету пропедевтического уровня.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности
к определённому полу, как «Я»);
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения
и совместной деятельности;
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
социуме;
Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность
за своипоступки на основе представлений о базовых нравственных нормах,
общепринятых правилах;
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к
другим, понимание и сопереживание чувствам других;
Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных
социальных ситуациях доступным образом;
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Владение доступными знаниями, навыками, отражающими индивидуальный вариант
содержания образования.
Речь и альтернативная коммуникация
Цель учебного предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков
с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира
или личного опыта ребенка;
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков,
фотографий,
пиктограмм
и
других
графических изображений),неспецифических жестов;
Овладение
вступать
в
контакт,
поддерживать
и
завершать
его,
используя
традиционные
(вербальные)
и
альтернативные
средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач;
Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
Использование доступных жестов для передачи сообщения;
Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв.
Программа
курса
состоит
из
следующих
разделов :«Коммуникация»,
«Импрессивная речь», «Экспрессивная речь», «Чтение и письмо».
Математические представления
Цель учебного предмета: формирование элементарных математических представлений
и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
Умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежуткам ,составлять и прослеживать последовательность событий.
Содержание учебного предмета: программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о
величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Окружающий природный мир
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено
на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества,
навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной
и социальной среде;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях
живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений,
к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и
использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в
играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций
общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать
субъектно-объектные отношения;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то
есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения
и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных
изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и
животные, строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять
знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя
из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной
учащимся социально-бытовой деятельности;
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный
курс
«Окружающий
природный
мир» состоит
из
следующих
разделов: «Растительный мир»,
«Животный
мир»,
«Объекты
природы»,
«Временные представления».
Человек
Цель учебного предмета: формирование представления о себе самом и ближайшем
окружении.
Задачи:
формирование представлений о себе, осознание общности и различий с
другими представления о собственном теле;
распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале;
отнесение себя к определенному полу;
развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
формировать представления о возрастных изменениях;
формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья;
формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами;
формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или
плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером,
мытье рук перед едой, после посещения туалета);
формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей;
формировать умения обслуживать себя;
формировать умения следить за своим внешним видом;
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой
деятельности;
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья»,
«Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».
Окружающий социальный мир.
Цель учебного предмета: формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними).
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы
быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город»,
«Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Предметные действия.
Цель
учебного
предмета:
формирование
у
детей
произвольных
целенаправленных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
формировать положительное отношение обучающегося к занятиям;
развивать активность у обучающегося;
формировать устойчивую мотивацию к выполнению заданий;
формировать и развивать целенаправленные действия;
развивать планирование и контроль деятельности;
развивать способность применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.
Содержание учебного предмета «Предметные действия» включает следующие разделы:
«Действия с материалами», «Действия с предметами».
Изобразительная деятельность
Цель учебного предмета: обучение, обогащение чувственного опыта через
целенаправленное
систематическое воздействие
на
различные
анализаторы, формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Задачи:
Формирование интереса у обучающихся к предметному, рукотворному миру;
Освоение простыми действиями с предметами и материалами;
Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при
выполнении предметных действий;
Овладение навыками предметно – практической деятельности, как основой для
навыков самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и
трудовой деятельности
Содержание курса состоит из следующих разделов: «Сенсорное развитие», «Предметнопрактическая деятельность», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».
Музыка и движение
Целями учебного предмета являются развитие эмоциональной и личностной сфер как
средства социализации и самореализации обучающегося.
Возможные результаты:
1) Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального
искусства.
2) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений.
3) Освоение игры на доступных музыкальных инструментах.
4) Эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий,
игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
5) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях (умение проявлять
адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности.
Разделы программы: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на
музыкальных инструментах»
Адаптивная физкультура
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной
активности обучающихся, обучение использованию полученных навыков в повседневной
жизни.
Возможные результаты:
- развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений;
- освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических
средств);
соотнесение
самочувствия
с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью и независимостью;
- формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств;
- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда,
ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и др.
Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов: "Плавание",
"Коррекционные подвижные игры", "Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка",
"Физическая подготовка", "Туризм".
Коррекционно-развивающие занятия.
Цели учебного предмета: обучение, обогащение чувственного опыта через
целенаправленное
систематическое
воздействие
на
различные
анализаторы;
формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и
материалами.
Задачи:
Формирование интереса у обучающихся к предметному, рукотворному миру;
Освоение простыми действиями с предметами и материалами;
Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при
выполнении предметных действий;
Овладение навыками предметно – практической деятельности, как основой для
навыков самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой
деятельности.
Содержание курса состоит из следующих разделов: «Сенсорное развитие», «Предметнопрактическая деятельность», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».