Аннотации к рабочим программам, реализуемым в рамках адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования для
детей с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Рабочие программы по предметам учебного плана для учащихся 1-4 класса с
задержкой психического развития разработаны на основе следующих нормативных
документов:
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012 №273- ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ФГОС НОО), утверждѐнный Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598,
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02.2015 г., рег.
номер – 35847);
Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утверждѐнная Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023
(зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 21.03.2023 г., рег.
номер – 72654);
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующими до 1 января 2027 г.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" на уровне начального
общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам
освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной
программы воспитания.
Учебный предмет "Русский язык" на уровне начального общего образования
является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие обучающихся. Он
способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации
обучающихся. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основной школе, а
также будут востребованы в жизни.
Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Программа отражает содержание обучения предмету "Русский язык" с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе изучения русского
языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоционально-ценностное
отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание
того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о
нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся
ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых
средств, для успешного решения коммуникативных задач.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
− приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной
из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
− овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
− овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
− развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» в 1 классе — 165 ч,
во 2 классе — 17 ч., в 3 классе — 170 ч., в 4 классе — 170 ч.
Данная
программа
ориентирована
на использование
следующих
учебников:
Русский язык. Азбука. 1 кл. (Горецкий В. Г. и др.) Ч.1, 2. – М.,
Просвещение, 2023 (с прописями);
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.1 кл. Ч. 1, 2. – М.,
Просвещение, 2023;
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 кл. Ч.1, 2. – М.,
Просвещение, 2023;
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.3 кл. Ч. 1, 2. – М.,
Просвещение, 2018;
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 кл. Ч. 1, 2. – М.,
Просвещение, 2019.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" (предметная область
"Русский язык и литературное чтение") на уровне начального общего образования
обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП, федеральной программы
воспитания.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из ведущих
предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР.
Курс «Литературное чтение» призван ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов
работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с
учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника,
реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение
преемственности в изучении систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение.
Достижение заявленной цели определяется особенностями предмета литературного
чтения и решением следующих задач:
– формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества;
– достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
– осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
– формирование первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества;
– овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста;
– овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение
слушателями).
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционная
направленность обучения предполагает введение дополнительных видов деятельности и
специальных упражнений, направленных на преодоление недостатков в развитии речи
обучающихся с ЗПР, обогащение словарного запаса, активизацию развития звукового
анализа и синтеза как основы профилактики специфических ошибок чтения. Учитель
начальных классов должен поддерживать тесную связь с учителем- логопедом,
осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дислексия.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным
интегрированным учебным курсом «Обучение грамоте» (рекомендуется 297 часов:
русского языка 165 часов и литературного чтения 132 часа). Содержание литературного
чтения, реализуемого в период обучения грамоте, представлено в программе по русскому
языку. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения.
На литературное чтение в 1 классе отводится 33 учебные недели (132 часа), для
изучения литературного чтения во 2-4 классах отводится по 136 часов (4 часа в неделю в
каждом классе.
Данная программа ориентирована на использование следующих учебников:
Литературное чтение. 1 кл. Ч.1, 2. (Горецкий В. Г. и др.) – М., Просвещение, 2023;
Литературное чтение. 2 кл. Ч.1, 2. (Климанова Л. Ф. и др.) – М., Просвещение, 2023;
Литературное чтение. 3 кл. Ч.1, 2. (Климанова Л. Ф. и др.) – М., Просвещение, 2018;
Литературное чтение. 4 кл. Ч.1, 2. (Климанова Л. Ф. и др.) – М., Просвещение, 2019.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Иностранный язык»
(английский язык)
Рабочая программа учебного предмета "Иностранный (английский) язык"
(предметная область "Русский язык и литературное чтение") на уровне начального общего
образования обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения
АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП, федеральной
программы воспитания.
В результате изучения предмета "Иностранный (английский) язык" у обучающихся
с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости
иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира.
Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как
средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры
других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение
учебного предмета "Иностранный язык" начинается со 2-го класса. На его изучение
отводится 2 часа в неделю.
Построение программы имеет нелинейный характер и основано на
концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые
требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические
формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и
расширяющемся тематическом содержании речи.
Задачи учебного предмета «Иностранный (английский) язык» в начальной школе:
формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции с учётом
индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ЗПР;
освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о разных
способах выражения мысли на родном и иностранном языках;
становление коммуникативной культуры обучающихся и их общего речевого
развития;
понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения
в условиях взаимодействия разных стран и народов;
воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с
детским пластом культуры стран изучаемого языка и более глубокого осознания
особенностей культуры своего народа;
формирование положительной мотивации и устойчивого учебно- познавательного
интереса к предмету «Иностранный язык».
На этапе начального общего образования на изучение иностранного языка для
обучающихся с ЗПР выделяется: 2-4 класс — 68 часов.
Данная программа ориентирована на использование следующих учебников:
Быкова Н. И., Дули Д. и др. Английский язык. 2 кл. Ч. 1, 2. - М., Просвещение, 2023
(с рабочими тетрадями);
Быкова Н.И., Дули Д. и др. Английский язык. 3кл. - М., Просвещение,2017;2018.
Быкова Н.И., Дули Д. и др. Английский язык. 4кл. - М., Просвещение,
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Математика»
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии
младшего школьника (в том числе обучающегося с ЗПР). Приобретённые им знания, опыт
выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале,
первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в
начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих
целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и
способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения
сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности младшего
школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении
математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование
способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения,
математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать
верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации
(примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики
и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического
и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических
знаний в повседневной жизни.
В основе содержания и планируемых результатов лежат следующие ценности
математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: –
понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей
существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе
и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из
частей, изменение формы, размера и т. д.);
– математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
– владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления
позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать
свою точку зрения, строить логические
цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при
изучении других учебных предметов (количественные и пространственные
характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм
представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы,
выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений,
приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние,
изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина,
периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной
грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в
основном звене школы.
В учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы для
обучающихся с ЗПР отводится 4 часа в неделю; 1-4 класс — 136 часов.
Данная программа ориентирована на использование следующих учебников:
Моро М. И. Математика.1 кл. Ч.1, 2. – М., Просвещение, 2023; Моро М.
И. Математика.2 кл. Ч.1, 2. – М., Просвещение, 2023; Моро М. И.
Математика.3 кл. Ч.1, 2. – М., Просвещение, 2018; Моро М. И.
Математика.4 кл. Ч.1, 2. – М., Просвещение, 2019.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на уровне начального общего
образования обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения
АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП, федеральной
программы воспитания.
Учебный предмет "Окружающий мир" предметной области "Обществознание и
естествознание" несет в себе большой развивающий потенциал: у обучающихся
формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и
способности, создаются условия для самопознания и саморазвития.
Общая цель учебного предмета "Окружающий мир" заключается в формировании
начальных знаний о природе и обществе - предпосылок для изучения широкого спектра
учебных предметов в основной школе.
Изучение предмета "Окружающий мир", интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР овладевают основами практико-ориентированных знаний о
человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно- следственные связи в
окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс
обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента
экологической, и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в
мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях
окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире
природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой
и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в
окружающей среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми.
Общее число часов два часа в неделю в каждом классе; 1 – 4 класс – 68 часов.
Данная программа ориентирована на использование следующих учебников:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. Ч.1, 2. – М., Просвещение, 2023 (с
рабочими тетрадями);
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. Ч.1, 2. – М., Просвещение, 2023 Плешаков
А.А. Окружающий мир. 3 кл. Ч.1, 2. – М., Просвещение, 2018 Плешаков А.А.
Окружающий мир. 4 кл. Ч.1, 2. – М., Просвещение, 2019.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики»
Предметная область и одноименный учебный предмет «Основы религиозных
культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) состоит из учебных модулей по выбору
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». В
соответствии с федеральным законом выбор модуля осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Выбор
установлен в ФЗ «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87).
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому
учебному модулю. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), то все результаты
обучения представляются за этот период. Целью ОРКСЭ является формирование у
обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога.
Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический
подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской
Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских
традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её,
согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес
к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи
подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально
реагировать на окружающую
действительность, остро
реагировать
как
на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всѐ это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением
нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих
образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам
религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в
богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо
Минобрнауки России от 22.08.2012 №08250
«О введении учебного курса ОРКСЭ»).
Место ОРКСЭ в учебном плане: предмет изучается в 4 классе, в объеме одного часа
в неделю (34 ч).
Данная программа ориентирована на использование следующих учебников:
Янушкявичене О.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. Учебник для 4 кл. – М., Русское слово, 2022 Шемшурина А.И.
Основы религиозных культур и светской этики.
Основы светской этики. 4 кл. – Москва, Просвещение, 2018, 2019.
Аннотация
к
рабочей
«Изобразительное
программе
учебного
искусство»
предмета
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в
формировании художественной культуры учащихся с ЗПР, развитии художественнообразного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём
освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития
творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся с
ЗПР, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и
произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в
жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально- пространственных
искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн.
Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию
произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному
восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое
значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать
и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной
учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к
истории отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды, в
понимании красоты человека.
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной
деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая
художественно-творческая
деятельность
занимает
приоритетное
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства
художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной
художественной деятельности, в процессе практического решения художественно
творческих задач.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета один час в неделю
в каждом классе. 1 класс — 33 ч., 2-4 класс — 34 ч.
Данная программа ориентирована на использование следующих учебников:
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. 1 кл. – М., Просвещение,
2021;
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. 2 кл. – М., Просвещение, Неменская
2021; Л.А. Изобразительное искусство. 3 кл. – М., Просвещение, Неменская Л.А.
Изобразительное
искусство.
4
кл.
–
М.,
Просвещение,
2021;
2021.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Музыка»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным
способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего
школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного
мировосприятия.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как
части всей духовной культуры обучающихся с ЗПР. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру
другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1)
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;
2)
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения
многообразия жизни;
3)
формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения
предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного
обучения:
– модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
– модуль № 2 «Народная музыка России»;
– модуль № 3 «Музыка народов мира»;
– модуль № 4 «Духовная музыка»;
– модуль № 5 «Классическая музыка»;
– модуль № 6 – «Современная музыкальная культура»;
– модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
– модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Общее количество часов в 1-4 класс, по одному часу в неделю.
Данная
программа
ориентирована
на использование
учебников:
Критская Е.Д. Музыка. 1 кл.– М., Просвещение, 2021; Критская
Е.Д. Музыка. 2 кл.– М., Просвещение, 2021; Критская Е.Д.
Музыка. 3 кл.– М., Просвещение, 2021 ; Критская Е.Д. Музыка.
4 кл.– М., Просвещение, 2021.
следующих
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Технология»
В соответствии с требованиями времени и инновационными установками
образования, программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи
учебного предмета «Технология». Её особенность состоит в формировании у
обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности.
Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета
в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами
для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности,
курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития
умственной деятельности обучающихся с ЗПР.
В
курсе
технологии
осуществляется
реализация
широкого
спектра
межпредметных связей.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение
форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной
выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник
инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных
типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов
практической деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в
изделии.
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметно
практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса
интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего
школьного возраста.
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой
формирования познавательных способностей школьников, стремления активно
знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других
народов и уважительного отношения к ним.
Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у
обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной
творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности
младшего школьника.
Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ общее число часов на
изучение курса «Технология» 1—4 класс, 1 час в неделю. 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 68
часов.
Данная программа ориентирована на использование следующих учебников:
Лутцева Е.А. Зуева Т.П. Технология. 1 кл.– М., Просвещение, 2021; Лутцева
Е.А. Зуева Т.П. Технология. 2 кл.– М., Просвещение, 2021; Лутцева Е.А. Зуева
Т.П. Технология. 3 кл.– М., Просвещение, 2021; Лутцева Е.А. Зуева Т.П.
Технология. 4 кл.– М., Просвещение, 2021.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Физическая культура»
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в
онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их
физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья,
повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления,
предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в
самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Целью образования по физической культуре в начальной школе является
формирование у учащихся с ЗПР основ здорового образа жизни, активной творческой
самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими
упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета
на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов
самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических
упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в
формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического
здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям
разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации
является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счѐт овладения
ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми,
коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и
утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и
физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении
обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России,
формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом,
осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации
активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются
положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками
и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной
коллективной деятельности.
Общее число ч асов, отведённых на изучение учебного предмета
«Физическая культура» в начальной школе, составляет два часа в неделю в каждом классе,
1-4 класс – 68 часов.
Данная программа ориентирована на использование следующих учебников:
Лях В.И. Физическая культура. 1- 4 кл.– М., Просвещение, 2019; Матвеев А.П.
Физическая культура. 1 кл.– М., Просвещение, 2021; Матвеев А.П. Физическая
культура. 2 кл.– М., Просвещение, 2021; Матвеев А.П. Физическая культура. 3 кл.–
М., Просвещение, 2021 ;
Матвеев А.П. Физическая культура. 4 кл. – М., Просвещение, 2021.