Аннотации к рабочим программам,
реализуемым в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (1 вариант) 1-4 классы
Учебные предметы
Математика
1-4 класс
Чтение 1-4 класс
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
Программа разработана на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированной основной общеобразовательной
программы (далее – АООП) образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Математика
является
одним
из
важных
общеобразовательных предметов в образовательных
организациях, осуществляющих обучение учащихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Основной целью обучения математике является
подготовка обучающихся этой категории к жизни в
современном
обществе
и
овладение
доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
- формирование доступных умственно обучающимся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
математических
знаний
и
умений,
необходимых для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и
личностных
качеств
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в
частности аккуратности, трудолюбия, любознательности
Содержание математики как учебного предмета в 1-4
классах включает пропедевтику обучения математике, т.е.
развитие
дочисловых
представлений;
нумерацию
натуральных чисел в пределах 100; число и цифру 0;
единицы измерения величин (стоимости, длины, массы,
времени), их соотношения; измерения в указанных мерах,
четыре арифметических действия с натуральными числами;
элементы геометрии. В каждом разделе предусмотрено
решение текстовых арифметических задач.
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для
первого этапа обучения (1-4 классы) разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и Адаптированной
Речевая практика 1-4 класс
основной общеобразовательной программы образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Чтение является важным учебным предметом русского
языка. Его направленность на социализацию личности
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), на коррекцию и
развитие
речемыслительных
способностей,
на
формирование
эмоционального
отношения
к
действительности и нравственных позиций поведения
является необходимым условием формирования
у
обучающихся жизненных компетенций.
Основная цель обучения чтению детей с легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) неразрывно связана с целью реализации
АООП и заключается в создании условий для
максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в
современном обществе.
Задачами уроков чтения на первом этапе обучения в 1 –
4 классах являются:
- осознание значения чтения для решения социально
значимых задач, развития познавательных интересов,
воспитания чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций;
- формирование и развитие техники чтения, осознанного
чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов;
- формирование коммуникативных навыков в процессе
чтения литературных произведений.
Рабочая программа учебного предмета «Речевая
практика» составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Введение в программу «Русский язык» предмета
«Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой
практики обучающихся с нарушением интеллекта, что
задерживает речевое развитие их речи как средства общения
и затрудняет включение детей в разнообразные нормы
коммуникации.
Основная
цель
предмета:
развитие
речевой
коммуникации
обучающихся,
способствующей
использованию ими вербальных и невербальных средств
общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.
Русский язык 1-4 класс
2. Коррекция обогащение языковой базы устных
высказываний обучающихся.
3. Формирование выразительной стороны речи.
4. Развитие у обучающихся умений строить устные связные
высказывания.
5. Воспитание культуры речевого общения.
Программа состоит из подразделов: «Аудирование и
дикция», «Выразительность речи», «Подготовка речевой
ситуации и организация высказывания», «Культура
общения», материал которых постепенно расширяется и
усложняется
Программа учебного предмета «Русский язык» разработана
в соответствии с Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Целями изучения русского языка в начальной школе
являются:
развитие речемыслительной деятельности учащихся в
процессе овладения способами и приёмами работы с
языковым материалом;
формирование основ речевых умений и системных
знаний, обеспечивающих овладение письменной
речью как одной из форм речевой коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств
и свойств личности.
Программа направлена на реализацию основных
задач образовательной области «Язык и речевая практика»
средствами предмета «Русский язык». Она определяет ряд
практических
задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета.
В период обучения грамоте (1 класс):
углубленное изучение детей, включение их в
школьные занятия;
исправление недостатков произношения, слухового,
зрительного и двигательного анализаторов;
уточнение и развитие словарного запаса;
формирование элементарных представлений о
русском (родном) языке как средстве общения и
источнике получения знаний;
формирование умений строить простые предложения,
вести беседу;
выработка элементарных навыков грамотного
письма;
Во 2—4-м классах решаются такие задачи:
развитие познавательного интереса к родному языку
и
формирование
первоначальных
языковых
обобщений;
Мир природы и человека 14 класс
Музыка 1-4 класс
дальнейшее совершенствование произносительной
стороны речи;
уточнение, расширение и активизация словаря;
развитие умения правильно выражать в устной форме
свои мысли;
практическое
усвоение
ряда
грамматических
сведений и орфографических правил;
выработка достаточно прочных навыков грамотного
письма на основе усвоения звукового состава языка,
элементарных
сведений
по
грамматике
и
правописанию;
использование письменной коммуникации для
решения практико-ориентированных задач.
Рабочая программа по общеобразовательному курсу «Мир
природы и человека» составлена на первый этап обучения
(начальная школа) для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на
основании
Федерального
государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа соответствует АООП образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития, учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями, которые определены
стандартом.
Основная цель предмета «Мир природы и человека»
заключается в формировании первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным
звеном
формирования
естествоведческих
знаний,
пропедевтическим этапом формирования у учащихся
умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с
окружающим миром.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
Рисование 1-4 класс
составлена для первого этапа обучения с 1 по 4 класс.
«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для
формирования у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний,
умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных особенностей, мотивации к
музыкальной деятельности. Цель - приобщение к
музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
Накопление
первоначальных
впечатлений
от
музыкального искусства и получение доступного опыта
(овладение элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими
и
доступными
исполнительскими
умениями.
Приобщение
к
культурной
среде,
дающей
обучающемуся впечатления от музыкального искусства,
формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению концертов, самостоятельной музыкальной
деятельности.
Развитие способности получать удовольствие от
музыкальных произведений, выделение собственных
предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкальной деятельности.
Формирование простейших эстетических ориентиров
и их использование в организации обыденной жизни и
праздника.
Развитие восприятия, в том числе восприятия
музыки, мыслительных процессов, певческого голоса,
творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета
«Музыка» обеспечивается композиционностью, игровой
направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов. Музыкально-образовательный
процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания,
взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической
перспективы, комплексности обучения, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
В содержание программы входит овладение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в доступной для них
форме и объёме следующими видами деятельности:
Восприятие музыки
Хоровое пение
Элементы музыкальной грамотности
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Рабочая
программа
по
предмету
«Рисование»
разработана на основе Федерального
государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с
Ручной труд 1-4 класс
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование»
разработана с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей обучающихся с
ОВЗ.
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
процессе
приобщения
его
к
художественной культуре и обучение умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формирование
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих
и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие
зрительного восприятия формы, величины, конструкции,
цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватное отображение его в рисунке, аппликации, лепке;
развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд»
разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд»
составлена для первого этапа обучения с 1 по 4 класс.
Труд – это основа любых культурных достижений, один
из главных видов деятельности в жизни человека. Огромное
значение придается ручному труду в развитии ребенка, так
как в нем заложены неиссякаемые резервы развития его
личности, благоприятные условия для его обучения и
воспитания.
Основная цель обучения заключается во всестороннем
развитии личности учащегося младшего возраста с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры
и подготовки его к последующему профильному обучению в
старших классах. Его изучение способствует развитию
созидательных
возможностей
личности,
творческих
способностей, формированию мотивации успеха и
достижений
на
основе
предметно-преобразующей
деятельности.
Адаптивная физическая
культура
1-4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Физическая
культура»
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Рабочая
программа
составлена
с
учетом
особенностей
психофизического
развития
и
индивидуальных
возможностей обучающихся.
Физическая культура является составной частью
образовательного процесса обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она
решает образовательные, воспитательные, коррекционноразвивающие
и
лечебно-оздоровительные
задачи.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется
комплексно и находится в тесной связи с умственным,
нравственным,
эстетическим,
трудовым
обучением;
занимает одно из важнейших мест в подготовке этой
категории обучающихся к самостоятельной жизни,
производительному труду, воспитывает положительные
качества личности, способствует социальной интеграции
школьников в общество.
Цель обучения — формирование разносторонне
физически развитой личности с умственной отсталостью в
процессе приобщения их к физической культуре, коррекции
недостатков психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, социальной
адаптации.