Аннотации к рабочим программам АООП НОО обучающихся с РАС (в. 8.3)

Аннотации к рабочим программам по АООП НОО обучающихся с РАС
(вариант 8.3.)
Аннотация
на рабочую программу по учебному предмету «Русский язык» для 1 доп.-4 классов.
Цель: формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к
школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и
письма.
Изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
 уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на
этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
 формирование первоначальных грамматических понятий и развитие коммуникативноречевых навыков;
 формирование правильного навыка письма;
 коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
 развитие навыков устной коммуникации;
 формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Общая характеристика
Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра
(РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями
учащихся такими как:
 выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с
окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от
внешнего мира;
 особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального
реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма
при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
 боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей
обстановки;
 ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
 специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом
уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с
самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением
их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое
нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
 низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной
ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при
организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков
носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с
большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету,
уточнять значимые и сложные темы.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на
формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Обучение русскому языку предусматривает включение в примерную учебную программу
следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические
грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
Реализация рабочей программы осуществляется с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Русский язык» изучается с 1доп.-4
классы.
В 1 доп.(первый год обучения) классе- 2 часа в неделю 66 часов в год;
в 1 классе – 3 часа в неделю -99 часа в год;
во 2 классе – 3 часа в неделю 102 часа в год;
в 3 классе – 3 часа в неделю 102 часа в год;
в 4 классе – 3 часа в неделю 102 часа в год;
Аннотация
на рабочую программу по учебному предмету «Чтение» для 1 доп.-4 классов.
Программа разработана на основании:
Цель: обучения чтению в первом классе является формирование необходимых знаний и
умений для последующего обучения литературному чтению и русскому языку.
Предмет «Чтение» начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на
формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых
умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха,
осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются
на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму (русский язык). Обучение письму идёт
параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Изучение предмета «Чтение», призвано решить следующие задачи:
 уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой
основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
 формирование у учащихся основ знаний из области фонетики и графики (звуки и буквы,
гласные и согласные звуки);
 формирование навыка плавного послогового чтения;
 формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для
понимания по структуре и содержанию;
 развитие коммуникативно-речевых навыков;
 коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
 формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Общая характеристика
Учебный предмет «Чтение» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и
речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с
помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех
предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического
спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения
литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы).
Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой
умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических
особенностей развития:
 выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с
окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего
мира;
 особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального
реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при
попытках
вовлечь
ребенка
в
произвольную
деятельность;

 боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
 ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
 специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом
уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с
самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением
их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое
нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
 низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной
ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при
организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков
носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с
большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В программу можно включать характеристику обучающихся, их навыки и умения по предмету,
уточнять значимые и сложные темы.
Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.
Содержание обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного
(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Чтение» изучается с 1доп.-4 классы.
В 1 доп.( первый год обучения) классе- 2 часа в неделю 66 часов в год;
в 1 классе – 3 часа в неделю -99 часа в год;
во 2 классе – 4 часа в неделю 136 часов в год;
в 3 классе – 4 часа в неделю 136 часов в год;
в 4 классе – 4 часа в неделю 136 часов в год;
Аннотация
на рабочую программу по учебному предмету «Речевая практика» для 1 доп.-4 классов.
Цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС - формирование и развитие
элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их
подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи обучения:
совершенствование речевого опыта;
коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
формирование выразительной стороны речи;
формирование и развитие устной коммуникации;
обучение построению элементарных устных связных высказываний;
воспитание культуры речевого общения.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством
аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны
речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас,
формирует начальные представления о культуре общения.
Общая характеристика
Учебный предмет «Речевая практика» включён в федеральный компонент образовательной
области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).

Программа направлена на коррекцию познавательной деятельности, на всестороннее развитие
личности учащихся. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет
для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети имеют
специфические особенности речи, а часто речь – отсутствует. Ребёнок не выполняет простые
речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает
обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное
использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено
несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств
общения, ограниченным словарным запасом. Для преодоления низкой коммуникативной и
речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая
практика», способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что
устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как
чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше,
чем-то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в
состав предметной области «Язык и речевая практика».
Содержание курса «Речевая практика» как учебного предмета на I этапе обучения
(дополнительный первый класс – 1, 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами:
аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи,
организация речевого общения.
Реализация рабочей программы осуществляется с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Речевая практика» изучается с 1доп.-4
классы.
в1 доп.( первый год обучения) классе- 3 часа в неделю 99 часов в год;
в 1 классе – 2 часа в неделю 66 часов в год;
во 2 классе – 2 часа в неделю 68 часов в год;
в 3 классе – 2 часа в неделю 68 часов в год;
в 4 классе – 2 часа в неделю 68 часов в год;
Аннотация
на рабочую программу по учебному предмету «Математика» для 1 доп.-4 классов.
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе
и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи обучения математике:
- формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые
для решения учебно-познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;
- развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;
- способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической
деятельности;
- расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС
математической речи;
- корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с
учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности,
терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).
Общая характеристика
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего
образования ребенка с РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который

способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и
количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными
навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.
Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и
профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она
значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов
логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в
достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного
продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся
данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Математика» изучается с 1доп.-4 классы.
в 1 доп.( первый год обучения) классе- 3 часа в неделю 99 часов в год;
в 1 классе – 3 часа в неделю 99 часов в год;
во 2 классе – 4 часа в неделю 136 часов в год;
в 3 классе – 4 часа в неделю 136 часов в год;
в 4 классе – 4 часа в неделю 136 часов в год;
Аннотация
на рабочую программу по учебному предмету «Мир природы и человека»
для 1 доп.-4 классов.
Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой
природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека,
их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- развивать познавательные способности;
- выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и
явлениях;
- учить познавать свойства и качества предметов;
- учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Общая характеристика
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область
«Естествознание». Программа является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе
сведений о живой и неживой природе.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая
природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Рабочая программа обеспечена учебниками и учебными пособиями, включенными в федеральный
перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном
процессе
в
общеобразовательных
учреждениях:

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Мир природы и человека» изучается с
1доп.-4 классы.
в 1 доп.( первый год обучения) классе- 2 часа в неделю 66 часов в год;
в 1 классе – 2 часа в неделю 66 часов в год;
во 2 классе – 2 часа в неделю 68 часов в год;
в 3 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
в 4 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
Аннотация
на рабочую программу по учебному предмету «Музыка» для 1 доп.-4 классов.
Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы,
максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы
по подготовке обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую
ступень получения образования.
Задачи:

воспитание интереса к изобразительному искусству;

раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов,
инструментов и приспособлений;

формировать умения правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;

развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и моторной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования;

развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Общая характеристика
Учебный предмет рисование включён в обязательную часть образовательной области «Искусство»
учебного плана для учащихся с РАС. Обучение носит предметно практический характер, тесно
связанный как с жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащихся, так и с другими
учебными дисциплинами.
В содержание программы входит овладение обучающимися с РАС в доступной для них форме и
объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Музыка» изучается с 1доп.-4 классы.
в 1 доп.( первый год обучения) классе- 2 часа в неделю 66 часов в год;
в 1 классе – 2 часа в неделю 66 часов в год;
во 2 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
в 3 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
в 4 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
Аннотация
на рабочую программу по учебному предмету «Рисование» для 1 доп.-4 классов.
Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы,
максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы
по подготовке обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую
ступень получения образования.
Задачи:

воспитание интереса к изобразительному искусству;

раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира;

обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов,
инструментов и приспособлений;

совершенствования учащихся правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;

развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и моторной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования;

развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Общая характеристика
Учебный предмет рисование включён в обязательную часть образовательной области «Искусство»
учебного плана для учащихся с РАС. Обучение рисованию носит предметно-практический
характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащихся, так
и с другими учебными дисциплинами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Музыка» изучается с 1доп.-4 классы.
в 1 доп.( первый год обучения) классе- 2 часа в неделю 66 часов в год;
в 1 классе – 2 часа в неделю 66 часов в год;
во 2 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
в 3 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
в 4 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
Аннотация
на рабочую программу по учебному предмету «Адаптивная физическая культура»
для 1 доп.- 4 классов.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с РАС в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков
психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей,
социальной адаптации.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим
данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

― коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;
― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения
доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по
физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков
культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей
обучающихся, предусматривает:
― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Для решения поставленных задач у обучающихся данной категории необходим
дифференцированный подход к построению АООП, который предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов
образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Общая характеристика
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с
РАС. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебнооздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и
находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением;
занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной
жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует
социальной интеграции школьников в общество.
Физическое воспитание и развитие обучающихся с расстройством аутистического спектра
(далее - РАС) представляет довольно большую сложность для педагога, т.к. при поступлении в
школу у ребенка присутствуют нарушения речи, а как один из возможных вариантов речь может
совсем отсутствовать, а также существуют большие сложности с восприятием словесных
инструкций и пониманием обращенной речи. Имеют место нарушения коммуникативной
функции и нежелание (невозможность в силу диагноза) выстраивать межличностные связи с
учителем и сверстниками, необходимые для формирования основ физической культуры и
физического развития. Так же у детей встречается: своеобразие движений: произвольные
движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и

тех же движений. Боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей
обстановки.
Для всестороннего развития личности обучающихся с РАС в процессе приобщения их к
физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации в учебный план для
учащихся данной категории на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 1, 1 – 4 классы)
вводится курс «Физическая культура».
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Физическая культура (адаптивная)»
изучается с 1доп.-4 классы.
в1 доп.( первый год обучения) классе- 3 часа в неделю 99 часов в год;
в 1 классе – 3 часа в неделю 99 часа в год;
во 2 классе – 3 часа в неделю 102 часа в год;
в 3 классе – 3 часа в неделю 102 часа в год;
в 4 классе – 3 часа в неделю 102 часа в год;
Аннотация
на рабочую программу по учебному предмету «Ручной труд» для 1 доп.-4 классов.
Цель: изучения данного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 1, 1 –
4 классы) заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования
трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих
способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
Изучение предмета «Ручной труд», призвано решить следующие задачи:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о
месте в нем человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях
в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности;
- формирование интереса к разнообразным видам труда;
- развитие познавательных психических процессов;
- развитие умственной деятельности;
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических
умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
- формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Общая характеристика
Учебный предмет «Ручной труд» включён в федеральный компонент образовательной области
«Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет «Ручной труд» является базовым гуманитарным предметом в начальной
школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех
предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического
спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения
литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир–мир людей и природы).
Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными
легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических
особенностей развития:
 выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими,
трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
 особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального
реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при
попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
 боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
 ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
 специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом
уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим
собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто
отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение
коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
 низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной
ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности
при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных
навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и
навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по
предмету, уточнять значимые и сложные темы.
Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.
Реализация рабочей программы осуществляется с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Рабочая программа обеспечена учебниками и учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы . –
М.:Просвещение, 2017.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Ручной труд» изучается с 1доп.-4 классы.
в 1 доп.( первый год обучения) классе- 2 часа в неделю 66 часов в год;
в 1 классе – 2 часа в неделю 66 часов в год;
во 2 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
в 3 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
в 4 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;

Аннотация
на рабочую программу по коррекционному курсу
«Социально-бытовая ориентировка» для 1 доп.- 4 классов.
Основной целью является формирование у обучающихся первоначальных знаний и
практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие
взаимосвязные задачи:
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально
организованной практической социально – бытовой деятельности;
- развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности,
способствующих социальной адаптации.
Общая характеристика
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников
показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему
миру,
у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо
сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в
общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки
поведения в магазинах и других общественных местах.
Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную
самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых
ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая
ориентировка».
Реализация рабочей программы осуществляется с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Описание места коррекционного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Социально-бытовая ориентировка»
изучается с 1доп.-4 классы.
в 1 доп.( первый год обучения) классе- 1 час в неделю 33 часа в год;
в 1 классе – 1 час в неделю 33 часа в год;
во 2 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
в 3 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
в 4 классе – 1 час в неделю 34 часа в год;
Аннотация
на рабочую программу по коррекционному курсу
«Формирование коммуникативного поведения» для 1 доп.-4 классов.
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является
активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных
ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются
следующие взаимосвязные задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными
речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими
близкими и обществом;
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и
личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и
чувств в самостоятельных высказываниях;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах
учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством
аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с
РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по
уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их
психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоциональноблагополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха,
обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи,
стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр,
развития психических процессов, большого количества наглядности .
Общая характеристика
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке
языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием
речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не
понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики,
жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное
развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено
недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой
коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен
коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий
формированию коммуникативных навыков.
Реализация рабочей программы осуществляется с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Описание места коррекционного предмета в учебном плане
В соответствии со школьным учебным планом предмет «Развитие познавательной деятельности»
изучается с 1доп.-4 классы.
в 1 доп.( первый год обучения) классе- 2 часа в неделю 66 часов в год;
в 1 классе – 2 часа в неделю 66 часов в год;
во 2 классе – 2 часа в неделю 68 часа в год;
в 3 классе – 2 часа в неделю 68 часа в год;
в 4 классе – 2 часа в неделю 68 часа в год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».