Пояснительная записка
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая
каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно
ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без
компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать
социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители
должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с
применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к
предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний,
которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным
компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих
других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического
плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для
изучения информатики в начальной школе. Простейшие навыки общения с компьютером должны
прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах
дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся испытывают к компьютеру сверх доверие и обладают психологической готовностью
к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний,
продолжении образования.
Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы
на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного
применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной
грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа
курса состоит из трёх ступеней («Юный компьютерный художник», «Мастер печатных дел»,
«Мастер презентации»), фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является
самостоятельной частью усвоения информатики.
Актуальность программы:
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь.
Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую
для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или
процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей
задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля
мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и
зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи
актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей
младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны
необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны
- давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного
(алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что
возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков
работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах
поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением
компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как
средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных
отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в
интересную игру.
Цели и задачи
Целью программы внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Компьютер 2.0» является
информационная поддержка проектной деятельности учащихся по всем предметам школьного курса
и развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном
процессе. Цель программы данного курса: обучение и развитие навыков работы в компьютерных
программах: текстовый редактор Word, Exel, Power Point и Paint.
Задачи
Основные задачи программы: — развитие проектных, исследовательских умений младших
школьников. Навыков набора текста; формирование начального опыта поиска информации в
Интернете и фиксации найденной информации. Развитие умений разработки мультимедийных
презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения. Способов обработки графических
информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов). Продолжительность
реализации программы: с февраля по май, два занятия два раза в неделю.
Образовательные задачи:
Закрепление знаний и умений детей по основным разделам «Информатика»
Развивающие задачи:
Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных
видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать
вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Воспитательные задачи:
Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В
рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной
культуры. Для детей младшего школьного возраста – это понимание того, для чего нужен
компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как
правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет
воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с
бесконечными возможностями для образования, для творчества.
Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения
подчинять свои интересы определенным правилам.
В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать игры(
имитационные, игры-упражнения, для рационального сочетания обучающих, развивающих и
развлекательных компонентов компьютерных игр), проблемные ситуации и развлечения.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с
использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
1.
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся
наблюдают.
2.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или
закреплению материала под руководством учителя.
3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в
пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой
учащихся.
4.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении
нескольких занятий
5.
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Программное обеспечение:
-
Операционная система MS Windows 2007
Графический редактор MS Paint
Текстовый редактор MS Word 2010
Редактор Power Point 2010
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий по информатике дети будут
знать:
правила поведения в компьютерном классе;
как работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
основные функции редакторов;
основы работы в сети Internet
уметь:
работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
составлять поздравительные открытки;
составлять презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации,
гипперссылок;
составлять газетные статьи с добавлением картинок, арт. текстов;
сканировать изображения;
работать в сети Internet т. д.
Тематическое планирование кружка
№
1
2
3-5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15-17
18-19
20
21
22
23
Тема
Правила техники безопасности. Компьютер и его
составляющие. Первое знакомство. Программы.
Paint, Word
Графический редактор Paint. Первое знакомство.
Вызов программы Инструментарий программы
Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение
выполненной работы в файле, открытие файла для
продолжения работы. Функция раскрашивания в
графическом редакторе.
Текстовый редактор Word. Клавиатура. Основные
клавиши
Работа
с
клавиатурным
тренажёром.
Инструментарий программы. Меню «Файл».
Редактирование текста. Меню «Главная» Набор
текста. Меню «Вставка».
Декоративное рисование
(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры
орнамент,
цвет).
Раскрашивание
готовых
рисунков.
Проба пера. Проект. Создание открытки.
Тематическая композиция (Создание композиций
на тему: «Валентинов день», «День защитника
Отечества»)
Функция копирования. Составление рисунков.
Создание компьютерного рисунка в текстовом
редакторе. Схемы.
Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры),
выбор шрифта, создание надписи, корректировка
надписи
Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления
рефератов.
Оформление буклетов. Брошюра. Оформление.
Проект Оформить брошюру. Книжная графика
(книжная обложка, календарь)
Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия
(пространство, ближе, дальше, за, около, ритм,
размер)
Декоративное рисование. Упражнения, повторение
и закрепление пройденного материала. Создание
коллекции рисунков.
Знакомство с программой PowerPoint. Основные
возможности программы PowerPoint
Составление простейшей презентации. Добавление
в презентацию картинок, арт текстов.
Творческий Проект. «Это я»
Творческий проект. «Мой класс»
Коллективный проект «Веселая грамматика»
Составление
презентации
с
вложениями.
Гипперсылки.
Часы
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
Поиск информации для презентации в Интернет.
Сайт музея-заповедника Кижи
Интернет-браузер.
сайт
http://kizhi.karelia.ru/
(«Виртуальные
путешествия»,
«Усадьба
карельского крестьянина»)
Составление презентации «Виртуальная экскурсия
в музей»
Поиск в Интернете. Сайт Президента России для
детей школьного возраста с мультиками
Интернет-браузер. сайт http://www.uznaiprezidenta.ru/ раздел «Кремль»
1
29-30
31-32
Составление презентации «Башни Кремля»
Проект «Чему я научился на уроках информатики»
2
2
33-34
Заключительное занятие. Защита проектов.
Итого:
2
34
24
25-26
27-28
2
2
Приложение
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
(Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)
Упражнение со зрительными метками № 1
В компьютерно-игровом комплексе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены
яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки
(картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от
времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под
потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на
ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.
Методика проведения упражнения:
1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места.
2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде преподавателя, не поворачивая головы,
одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д. Очень
важно сделать акцент на то, чтобы дети не поворачивали головы.
3. Преподаватель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.
4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать
взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном
порядке.
5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за
все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз.
6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
7. Преподаватель должен следить за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не
поворачивали головы.
Упражнение со зрительными метками и поворотами головы № 2
Выполняется так же, как предыдущее, но с поворотами головы.
Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели
игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.
Методика выполнения упражнения:
1. Преподаватель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к нему.
2. Объясняется задача: "Вот елочка (она стоит на столе или ее большое изображение висит на стене),
ее нужно нарядить".
3. Преподаватель просит соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног,
поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы
нарядить елочку, и назовите их".
4. Темп выполнения упражнения - произвольный.
5. Продолжительность - 1 минута.