Пояснительная записка
Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно
хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического,
нравственного
исполнительства.
воспитания,
Воспитание
наиболее
доступным
певческих
навыков
видом
музыкального
–
одновременно
это
воспитание чувств и эмоций.
Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице
народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой
музыкальной классики.
Актуальность программы
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть вокальнохоровыми умениями и навыками, самореализоваться в творчестве, научиться
голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
Программа работы кружка составлена на основе знания специфики
детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его
развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного
возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп,
методики работы над хоровым произведением.
Главная цель программы – создать условия для творческого развития
ребёнка в
детском хоровом коллективе (от его организации до концертных
выступлений).
Цели вокально-хорового кружка – приобщить детей к вокальнохоровому творчеству, научить пению и развивать певческие способности.
Задачи обучения:
формировать голосовой аппарат,
углубить знания детей в области классической, народной и эстрадной
песни;
формировать сценическую культуру.
Задачи развития:
развивать вокально-хоровые навыки,
музыкальный, интонационно-ритмический слух, чувство ритма,
интонацию,
эмоционально-чувственную сферу, художественный и эстетический вкус
обучающихся
Задачи воспитания - воспитывать любовь к пению, к родному языку и
поэзии,
музыкально-образное
мышление.
Создание
благоприятного
психологического климата, направленного на успех.
Отличительные особенности программы:
В
отличие
от
существующих
программ,
данная
программа
предусматривает личностно-ориентированный подход к воспитанникам через
интеграцию разных видов деятельности, в основе которых заложены следующие
основные принципы:
1. поддержка
разнообразия
детства;
сохранение
уникальности
и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,
самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода
жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития
ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития,
предусматривает практическое усвоение комплекса репертуарного материала,
необходимого в будущей вокальной деятельности.
Возраст детей:
На основании Санитарно-эпидемиологических требований к устройству,
содержанию и организации режима работы школьных образовательных
организаций была
определена возрастная
категория детей, участвующих в
реализации дополнительной образовательной программы. На обучение в
коллектив принимаются дети от десяти до шестнадцати лет. При этом ребенок
должен обладать необходимыми вокальными и музыкальными данными, иметь
здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую
психику, а также должен проявлять интерес к избранному виду деятельности.
Занятия проводятся 1 час в неделю. Численный состав группы от 15
человек позволяет создать оптимальный вариант для занятий: вызывает
доверительную атмосферу, даёт возможность концентрировать внимание
учащихся, позволяет им более полно реализовать себя, поделиться своими
открытиями, упрощает смену деятельности детей. Программа рассчитана сроком
на один год. Учебный год распланирован на 34 учебные недели с 01.09.2016 по
31 мая 2017г., составлен годовой календарный учебный график с 01.09.2016 31.09.2017.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки,
дополнительной образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049Образовательная деятельность осуществляется один раз в неделю, во вторую
половину дня в 15-00, а продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности не более 45 минут.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения пению в хоровом кружке учащийся должен:
знать, понимать:
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им ;
различные манеры пения;
место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
уметь делать распевку;
ясно выговаривать слова песни;
к концу года петь выразительно, осмысленно свою партию;
правильно применять певческую установку и пользоваться певческим
дыханием;
правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
Формой реализации программы вокального кружка является:
концертная деятельность,
участие в конкурсах, фестивалях (на разных уровнях), смотрах,
Учебно-тематический план
Всего количество занятий в год - 34, в учебный план включены часы теории и
практики.
№
п/
п
Тема
Количество часов
Всег
о
Теоретических
занятий
Практических
занятий
1.
2.
3.
4.
Вводное
4
Развитие
музыкального
слуха
Развитие
музыкальной
памяти
Развитие
чувства ритма
4
«Музыкальная подготовка»
3
1
2
3
1
2
3
1
2
«Вокальная работа»
1.
2.
3.
4.
5.
Прослушивани
е голосов
Певческая
установка.
Дыхание.
Распевание
Дикция
Работа с хором
над
репертуаром
Итого часов
2
2
4
4
4
3
8
1
4
2
8
34
8
26
Содержание программы
Вокально-хоровая работа:
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование
певческих навыков. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.
Отработка
полученных
вокальных
навыков.
Распевание.
Вокальные
произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и
настоящего. Сценическая культура и сценический образ. Движения вокалистов
под музыку. Вокально-хоровая работа.
Движения вокалистов под музыку
Движения вокалистов на сцене.
Элементы ритмики. Танцевальные
движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и
сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Репертуар.
Формирование репертуара – важнейшая сторона деятельности педагога,
обучающего детей пению. Через умело составленный репертуар детское хоровое
исполнение может приобрести индивидуальный характер, свою особенную
манеру. Основа любого репертуара должна состоять из произведений детского
музыкального фольклора, так как эти произведения хорошо знакомы детям;
легко воспринимаются типы интонирования; структура мелодики детских песен
лучше всего развивает в естественной детской позиции детский голос, укрепляет
его, подготавливает к исполнению более сложных произведений. Необходимо
включать в репертуар песни русских и современных композиторов. Некоторые
песни должны исполняться а капелла. Песенный репертуар подобран с учетом
традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по
совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной
школы.
Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для
школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из
других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил
и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному
возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых,
жанровых, национальных и других особенностей произведения.
Показ-
исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения
с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня,
пригодного для публичного выступления.
Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкальнопевческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания,
гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание.
Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
Слушание музыки.
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на
занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения
кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных
образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
Календарно – тематическое планирование
на год (34 часа)
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
1-2 Вокальные упражнения
2
Теорети
ческих
занятий
1
Практичес
-ких
занятий
1
3-4 Разучивание песни о школе
2
1
1
5-6 Разучивание песни о школе
2
-
2
Разучивание попевок
Вокальные упражнения,
разучивание распевок.
Работа над дикцией, интонац.
упражнения.
12- Разучивание песни о родине
13
14- Вокальные упражнения, дикция,
15 интонация
2
2
1
2
1
1
-
1
2
1
1
2
-
2
16- Исполнение песен
17
2
1
1
18- Вокальные упражнения
19
2
1
1
Разучивание новогодней песни
2
1
1
Разучивание песни: муз. И.
Ермолов »Падают снежинки»
Исполнение песен (концерт)
2
1
1
2
-
2
26. Вокальные упражнения
1
-
1
Разучивание песни: «Моя
Россия»»
28- Е. Шмаков «Детские страдания»
29
30- Разучивание песни:
31 Ю. Купцова «Дети солнца»
32 Исполнение песен (концерт)
1
-
1
2
-
1
1
-
1
1
-
1
33. Разучивание военных песен
34. Разучивание военных песен.
Выступление на концерте
2
2
-
2
2
7-8
910
11.
2021
2223
2425
27.
МАО
У
«Сыл
Всего 34
8
26
венск
ая
средняя школа имени В. Каменского» структурное подразделение
Лядовская школа
Утверждаю:
Директор школы:
________________
«____» __________2025г.
Программа школьного хора «Фортуна»
Руководитель:
Баженова Галина Борисовна
2025 – 2026 учебный год
Список детей школьного хора «Фортуна»
1. Гекова Елизавета – 3 класс
2. Морозова Дарина – 3 класс
3. Меркушев Алексей – 3 класс
4. Санникова Мирослава – 3 класс
5. Швецов Евгений – 3 класс
6. Джоджуа Софья – 4 класс
7. Подюкова Екатерина – 4 класс
8. Сивкова Ева – 4 класс
9. Губанова Мария – 5 класс
10. Меркушев Иван – 5 класс
11. Чиряков Артём – 5 класс
12. Шилоносов Дмитрий – 5 класс
13. Санникова Алёна – 6 класс
14. Тихомирова Полина – 6 класс
15. Катаева София – 7 класс
16. Попова Екатерина – 7 класс
17. Шилоносова Екатерина – 7 класс
18. Бардина Виктория – 8 класс
19. Джоджуа Варвара – 8 класс
20. Котомцев Кирилл – 8 класс
21. Никитина Екатерина – 8 класс
22. Бушуева Полина – 9 класс