\Содержание
1
1.1
1.2
1.3
1.4.
2
Раздел. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график – это обязательная составная часть образовательной
программы.
2.2. Условия реализации программы
3.
Раздел. Оценка качества освоения программы
3.1 Формы аттестации
3.2. Оценочные материалы
3.3. Методические материалы.
Список литературы
Приложение
3
3
5
5
10
11
11
11
13
13
14
17
1 Раздел. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструирование» разработана с учетом методических рекомендаций Е.В. Фешиной «ЛЕГОконструирование в детском саду».
Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной
информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы
социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Лего конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития
технических способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи)
Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может
использоваться в различных видах деятельности, в дидактических играх и упражнениях.
Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению
интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов
в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков
конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей
дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как
умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного
соответствия полученного результата с замыслом. Лего-конструкторы дают детям возможность
для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к
созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько
далеко может зайти детское воображение.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной
деятельности раскрыть практическую целесообразность лего-конструирования, развить
необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных
образовательных областей на занятиях по легоконструированию, открывает возможности для
реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга
интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления
деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок
любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Легоконструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы
приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность,
ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения
самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия
эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и
чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Адресат программы – настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7
лет, в том числе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). Так как данная программа
может реализовываться с детьми с тяжелыми нарушениями речи, главным приоритетом в работе
является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого
ребенка.
Уровень программы- базовый -уровень повышенной сложности, который предполагает более
глубокое погружение в учебный материал.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Цель создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных
конструкторских умений посредством конструктора Лего.
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать
детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять
задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять
одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные
способности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Название
раздела
Техническое
развитие
Лего
продолжительность
НОД
30 мин – для детей
6-7 лет
в неделю
в год
Формы
аттестации/контроля
2
66
Педагогический
мониторинг
Занятия с лего-конструктором - не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые
детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в
определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны,
игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов
чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его
жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с легоконструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся
жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по лего-конструированию направлена в первую
очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны
на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с легодеталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не
бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную
постройку из лего–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из
освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в
которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального
плана.
Содержание учебного плана
№
Наименование тем
Содержание работы
Количество
занятий
Октябрь
1.
Знакомство с легокабинетом
«Сказочная страна Лего»
(мониторинг)
2.
3.
4.
5.
Мониторинг
Мониторинг
Мониторинг
Кафе
6.
Многоэтажные дома
7.
Детский сад
8.
Школа
9.
Магазины
10.
Улица нашего города
Верблюд и слон
1.
2.
Крокодил и жираф
3.
Пеликан и пингвин
4.
Зоопарк
Познакомить детей с конструктором,
его деталями и способом крепления.
1
Учить создавать сложную постройку,
работать вместе, не мешая друг другу.
Формировать
обобщенные
представления о домах разной высоты.
Учить строить детский сад, называть
помещения в детском саду, их
назначение.
Учить строить здание школы.
Познакомить со схемой здания школы.
Учить строить здания специального
назначения.
Закреплять названия магазинов, их
виды.
Учить
выполнять
коллективную
постройку, строить дома и здания на
улице нашего города.
Ноябрь
1
Учить строить одно- и двугорбых
верблюдов и слона с большим хоботом
из конструктора «Дакта»
Учить строить крокодила, жирафа,
рассмотреть части тела, отметить
особенности каждого животного.
Отметить особенности пеликана и
пингвина.
Развивать навыки конструирования.
Закреплять представление детей о
многообразии животного мира.
Закреплять знания о работниках
зоопарка.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5.
Животные на ферме
6.
Ферма
7.
Дом фермера
8.
По замыслу
Учить строить домашних животных.
Закрепить знания о животных, живущих
на ферме.
Учить выполнять коллективную
постройку. Строить загончики для
домашних животных по образцу.
Учить строить двухэтажный дом
фермера по схеме.
Закреплять знания детей о работе
фермера.
Закреплять полученные навыки.
Развивать творческую инициативу.
1
1
1
1
Декабрь
1.
Машина для перевозки
продуктов
Учить строить по схеме, определять
последовательность действий.
Учить строить автобус по образцу
постройки, анализировать образец.
1
Учить определять состав деталей
конструктора, особенности их формы.
Размера и расположения.
Учить строить сложную постройку из
лего-конструктора.
1
2.
Автобус
3.
Горка
4.
Качели
5.
Карусели
6.
Новогодняя елка
7.
Зимний двор
Учить выполнять коллективную
сюжетную постройку.
1
8.
Конструирование по
замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки.
Январь
1
Учить строить мальчика и девочку.
Учить рассказывать о постройке
Закреплять знания о профессии летчика.
Учить строить самолет по схеме.
1
Продолжать учить строить сложную
постройку из лего-конструктора, играть
с ней.
Учить строить елку, украшать ее.
1
1
1
Дети
1.
2.
Самолет
3.
Грузовой автомобиль
4.
Пожарный автомобиль
5.
Светофор
Учить создавать сложную постройку,
соединять детали, правильно называть
части грузовой машины.
Рассказать о профессии пожарного.
Учить строить пожарную машину.
Учить строить по образцу. Закреплять
знания о светофоре
1
1
1
6.
Дорожные знаки на
перекрестке
Городской транспорт
1.
2.
Остановка для автобуса
3.
Мебель в гостиной
4.
Мебель для кухни
5.
Плывут корабли
6.
Танк
7.
Аэропорт
8.
Военный транспорт
1.
Март
Цветок для мамы
2.
Торт на праздник
3.
Пассажирский поезд
4.
Паровоз везет товары
5.
Веселые утята
6.
Страус
7.
Русская печь
8.
Беседка
Учить строить дорожные знаки на
плате.
1
Февраль
Закреплять
знания
о
городском
транспорте, его видах, назначении.
Учить строить прочную постройку с
крышей, скамьей для людей.
Учить строить диван, кресла, шкаф по
схеме.
1
1
Учить строить мебель для кухни,
закрепить знания о ее назначении.
Рассказать о водном транспорте, есть
грузовой,
пассажирский,
военный.
Учить строить корабли, выделять в
постройке ее функциональные части
(борт, корму, нос, капитанский мостик,
трубы)
Учить создавать сложную постройку,
соединять детали, правильно называть
части военной машины.
Учить строить военные самолеты по
схеме. Развивать глазомер, навыки
конструирования.
Учить обдумывать содержание будущей
постройки и выполнять ее.
Учить строить постройку по образцу.
Воспитывать желание оставить маме
радость.
Учить строить красивый торт, пирожное
для женского дня.
Учить строить поезд, шпалы разными
способами по схеме.
Познакомить
детей
с
приемами
сцепления кирпичиков с колесами, друг
с другом.
Учить строить утят по схеме, используя
разные детали.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
1
Учить строить страуса по образцу
постройки.
Рассказать о русской печки, вспомнить
сказку «Гуси-лебеди».
Учить строить печку.
1
Закреплять представления о назначении
и строении беседок, об их частях
(крыша, колонны)
Апрель
1
1
Деревья
1.
Рассмотреть строение дерева.
Учить строить дерево по схеме
постройки.
Познакомить
с
плоскостным
конструированием,
развивать
мышление, внимание, мелкую моторику
рук.
Рассказать о первом космонавте нашей
страны.
Учить
строить
ракету,
космонавта по образцу.
Рассказать о космическом корабле.
Учить строить космический корабль.
2.
Лабиринт
3.
4.
Ракета, космонавты
5.
Космический корабль
6.
Робот
Рассмотреть игрушку робот.
строить робота.
7.
Речные рыбки
8.
Аквариум
Учить
строить
рыб
из
легоконструктора «Дакта»
Познакомить с обитателями аквариума.
Учить строить аквариум и его
обитателей. Выполнять коллективную
постройку.
Май
Динозавры большие,
маленькие
Рассмотреть картинки с динозаврами,
учить анализировать схему постройки.
2.
Детская площадка
Учить строить качели, карусели для
детей
3.
Мы в лесу построим
теремок
Учить строить теремок.
Развивать творческое воображение.
4.
Избушка бабы Яги
8.
Учить строить сказочную избушку на
курьих ножках.
Закреплять умение строить по схеме.
Красивый мост
Учить строить сложный мост для
высоких машин
Железнодорожная станция Учить строить станцию длят паровозов.
Познакомить
с
профессией
железнодорожника.
Конструирование по
Закреплять полученные навыки.
замыслу (мониторинг)
Учить
обдумывать
содержание
постройки, называть ее тему, давать
общее описание.
Мониторинг
9.
Мониторинг
10.
Мониторинг
6.
7.
Итого:
1
2
1
Учить
1.
5.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
66
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Лего-конструирование»
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы представляют
собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу дополнительной общеразвивающей
программы «Лего-конструирование».
К концу обучения детей по программе достигнут следующих знаний и умений:
-ребенок овладевает навыками конструирования;
-знает и называют детали лего- конструктора;
-проявляет инициативу и самостоятельность в работе с лего-конструктором;
-развита познавательно-исследовательская и техническая деятельности;
- ребенок способен выбирать технические решения;
-могут создавать простые и сложные, индивидуальные и коллективные постройки;
-умеют создавать постройки по образцу, по схеме, по воображению;
- задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать,
экспериментировать;
- ребенок обладает навыками работы по разработанной схеме;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои
знания и умения;
Планируемые результаты реализации программы для детей с общим недоразвитием речи:
- ребенок умеет самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
- у ребенка развито внимание, память, речь;
- ребенок умеет рассказывать о постройке;
- ребенок может отстаивать и формулировать свою точку зрения;
- ребенок умеет работать самостоятельно, в парах и в команде
- ребенок умеет фантазировать;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и
управлять ими при работе с лего-конструктором;
- ребенок свободно общается с другими людьми;
- ребенок обладает разнообразными техническими способами конструирования.
2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Помещение, в котором осуществляется реализация дополнительной общеразвивающей
программы (далее учебное помещение), соответствует требованиям санитарных норм и правил,
установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Учебное помещение оборудовано столами и
стульями, согласно возрасту детей, соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и
видов работ для ведения образовательной деятельности. Основным условием для занятий
является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо
организованная среда.
Материально - техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:
Помещение хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на
специальных стеллажах. Учебное помещение оборудовано столами для работы с легоконструктором.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых:
• парты
• стулья
• доска
• учебные пособия
• объяснительно-иллюстративный материал
• образцы построек из лего-конструктора
Информационное обеспечение
- фотоаппарат, телевизор, видеокамера, проектор, компьютер, сканер, принтер.
Программно-методическое обеспечение программы (ЭОР)
-Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера,
2011.
-Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью
LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Кадровое обеспечение программы
Данную программу реализовывает: Татаринова Ирина Михайловна, педагогический стаж – 26
лет, образование – высшее, категория высшая.
Прошла курсы повышения квалификации: ООО Образовательный портал «Инфоурок» по
направлению «Педагог дополнительного образования: дополнительные подходы к
профессиональной деятельности».
Раздел 3. Оценка качества освоения программы
3.1 Формы аттестации (контроля)
Аттестация позволяет определить эффективность работы по реализации дополнительной
общеразвивающей программе. Для этого выбрана следующая форма аттестации: творческая
работа, выставка, конкурс, отчетные выставки, открытые занятия.
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и
анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг.
Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику,
а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Виды контроля:
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрьоктябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения –
собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и
направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком сделанных за
год работ. Проводится собеседование, позволяющее определить уровень освоения знаний и
умений.
Формы и содержание итоговой аттестации: опрос, беседа, наблюдение, создание
образовательных ситуаций.
А также текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные
работы, выставки, конкурс творческих работ, проектов, зачетные занятия.
3.2. Оценочные материалы
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы и
контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности и в выставках
творческих работ. Поэтому к данному виду деятельности предполагаются следующие
требования: творческая работа (индивидуальная) оценивается положительно при условии, если:
- определена и четко сформулирована цель работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и
проанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.
Форма защиты творческой работы (проекта) – очная презентация.
Уровень освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы «Легоконструирование», осуществляется посредством диагностики, которая проводится в начале и
конце учебного года. Данная диагностика включает в себя:
Вопросы контроля:
1. Называет все детали конструкторов «Дупло», «Дакта»
2. Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
3. Создает сложные постройки
4. Создает постройки по образцу
5. Создает постройку по схеме
6. Создает постройки по инструкции педагога
7. Создает постройки по творческому замыслу
8. Умеет работать в паре (коллективе)
9. Использует предметы-заместители
10. Умеет составлять рассказ о постройке
11. Умеет обыгрывать постройку
12. Умеет делать выводы о результатах работы на занятиях (в том числе и в подгрупповой
работе и работе в паре)
13. Умеет договариваться, не ссориться работая в паре, коллективе.
Карта фиксирования результатов освоения программы
№
Фамилия,
Имя ребенка
Вопросы
1
2
3
4
5
6
7
8
Итог
9
10
11 12 13 Н.Г К.Г.
1
2
3
4
5
3.3. Методические материалы.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Лего – конструирование
используются следующие методы и приемы работы с детьми.
-Беседы.
- Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов
подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
-Воспроизведение знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по
образцу, беседа, упражнения по аналогу).
- Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных
вариантов моделей.
-Постановка проблемы и поиск решения.
Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
- Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.
-Просмотр презентаций, фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Выставки творческих работ.
-Музыкальное сопровождение для физминуток, пальчиковых игр, фон для занятий.
Методы и приемы реализации программы:
- Наглядный - рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления,
приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
-Информационно-рецептивный
- Обследование лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов
(зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных
соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
- Репродуктивный - воспроизведение знаний и способов деятельности.
- Практический - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов
работы.
- Словесный - краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация
образцов, разных вариантов моделей.
- Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых
заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
-Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.
- Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
Формы работы с родителями:
- выступление на родительские собраниях по
общеразвивающей программы.
-Консультации и беседы.
-Информационные стенды, папки-передвижки.
-Оформление персональных лего- выставок
вопросам
реализации
дополнительной
Также в ходе реализации программы осуществляется:
1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми подготовительной к
школе группы.
2. Схемы, модели с использованием вращающихся и подвижных деталей, для работы с которыми
дети объединяются в пары.
3. Составление перспективного планирования по лего-конструированию с учетом методических
рекомендаций по организации работы с детьми.
4. Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности по легоконструированию на основе перспективного плана.
5. Проведение мониторинга конструктивной деятельности детей, в которой будут выделены
уровни освоения и критерии обследования развития конструктивной деятельности детей с легоконструкторами. Мониторинг проводится два раза в год (октябрь, май) с использованием
следующих методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
6. Изучение методической литературы по Лего-конструированию.
Алгоритм учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Легоконструирование»
Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель
носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих
развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного
материала.
Учитывая активную позицию, обучающийся в освоении материала и формировании умений,
классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом:
− изучение и первичное закрепление новых знаний;
− закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение
знаний и способов деятельности;
− обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
− проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.
Занятие имеет следующую структуру:
Организационный момент. Предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия
педагога и воспитанников.
Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса
работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности,
через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие
личностных качеств воспитанника.
Подведение итогов определяет уровень достижения целей, мера участия всех обучающихся и
каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса, анализ
построек.
Список использованной литературы.
1.Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации:
методическое пособие /С.Д. Сажина - М.:Т.Ц. Сфера, 2008.
2.Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера,
2017. «Творческий Центр Сфера»
3.Шайдурова В.Н. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие/В.Н.
Шайдурова - М.:Т.Ц. Сфера, 2008.
4.Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального
мира средствами конструктора Лего): методическое пособие/Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс,
2001.
5.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и
конспекты занятий. М., 2015.