Каллиграфия

Пояснительная записка.

Программа по каллиграфии рассчитана на проведение теоретических и
практических занятий с детьми 1- 4 класса. Занятия в 4 классе проводятся
1 раз в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе программы Н.Г. Агарковой «Программа.
Графический навык. Каллиграфический почерк» (1-4).
Данная программа является дополнением к школьным программам по курсу
«Обучение письму», «Русский язык», «Изобразительное искусство».
Программу предлагается реализовать в форме внеурочной деятельности
«Весёлый каллиграф».
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и
педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным,
неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего,
ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо
учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого
задания.
Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её
нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению,
с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительным
искусством и технологией.
Общая характеристика курса.
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая
в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в
том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают
формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по
каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков
младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной
деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Цели и задачи курса.
Цель – научить детей писать шариковой ручкой правильно, красиво,
аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.
Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед
учителем с первых занятий обучения каллиграфии.
Задачи работы курса:
- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия
каллиграфией и приёмами работы с ними;

- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице
одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной
расстановке слов на строке;
- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке,
пропорции строчных и заглавных букв;
- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- учить проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при
необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- учить индивидуальной работе;
- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных
движений пальцев;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость,
самодисциплину.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи
- Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными
нормами и стремится их выполнять.
- Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в
других общественных местах.
- Договаривается со сверстниками о правилах поведения в различных
ситуациях.
Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- Адекватно оценивает свои возможности
-Регулирует свое эмоциональное состояние.Корректирует свое поведение на
основе чувств стыда, вины, совести.Понимает чувства других людей,
оказывает помощь
- Эмоционально относится к примерам прекрасного в произведениях
художественной культуры Разрабатывает
творческие мероприятия
совместно со сверстниками
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Формулирует познавательную цель.В сотрудничестве с учителем ставит
новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено обучающимся, и того, что еще им не известно.Преобразует
практическую задачу в познавательную

- Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность
действий по ее решению
- Следует установленным правилам в планировании и контроле способа
решения задачи
- Адекватноопределяет причины успешности и неуспешности в учебной
деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности
- Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и
способами.
Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта;
обнаруживает изменения, происходящие с ним
Познавательные УУД:
- Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей
или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их
отношения друг с друг
- Осуществляет синтез, достраивая и восполняя недостающие компоненты
- ---Устанавливает аспект анализа (точку зрения, с которой определяются
или будут определяться существенные признаки изучаемого объекта)
- Осуществляет поиск необходимой информации в различных источниках
для выполнения учебных заданий
- Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
- Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и
способами.Называет
характерные
(легко
различимые)
признаки
наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним
- Строит рассуждение, связывая простые суждения об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
- Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует
речевые средства)
- Формулирует собственное мнение и позицию. Обосновывает и
отстаивает собственную точку зрения
-Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности,
в т. ч. в ситуации столкновения интересов. Продуктивно содействует
разрешению конфликтов
- Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на
основе заданных правил взаимодействия.Определяет цели, распределяет
функции участников, правила и способы взаимодействия
Предметные результаты:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно
располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;

- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические
навыки письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону,
выполнять различные способы штриховки;
- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв,
способы соединения букв;
- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических,
орфографических и речевых ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения.
Содержание учебного курса.
1- 2.Написание строчных и заглавных букв и, ш, й, И, Ш, Й и соединений
с ними.
2.Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил
гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Игровая и творческая
деятельность. Штриховка. Многозначность слова.
Отрабатывать умения писать строчные и заглавные буквы, имеющие
одинаковые элементы; сравнивать собственные буквы с образцом,
употреблять изученные правила письма с сочетанием ши, контролировать
этапы своей работы; изучить первую группу словарных слов.
3-4.Написание строчных и заглавных букв с, о, С, О и соединений с
ними.
Работа над написанием букв. Разные способы проверки правописания слов.
Проведение пальчиковой гимнастики. Игровая и познавательная
деятельность. Однокоренные слова. Штриховка.
Закреплять написание строчных и заглавных букв с, о, С, О и соединений с
ними;употреблять изученные буквы в предложении, соблюдать
гигиенические правила; ориентироваться на странице тетради; упражнять в
правильном написании изученных словарных слов, изучить новую группу
словарных слов.
5.Написание букв Ии, Шш, Сс, Оо и соединений с ними.
Отработка правильного начертания букв. Проведение пальчиковой
гимнастики. Графические упражнения. Штриховка. Поэтическая страничка.
Научатся писать и распознавать формы всех изученных букв; писать под
диктовку изучаемые буквы и слова, списывать слова и предложения с
образцов, выполнять логические задания на сравнение, группировать и
обобщать элементы письменных букв; упражнять в правильном написании

изученных словарных слов, изучить новую группу словарных слов; развивать
орфографическую зоркость; интеллектуальные и творческие способности
детей; связное ритмичное письмо слов и предложений.

6-7.Написание строчных и заглавных букв Аа, Лл, Мм и соединений с
ними.
Отработка правильного начертания и соединения букв. Упражнения для
движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Разные
способы проверки правописания слов. Штриховка.
Отрабатывать правильные начертания и соединения букв; анализировать и
записывать слова и предложения с изученными буквами, списывать слова и
предложения с образцов, проверять написанное; упражнять в правильном
написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных
слов; развивать орфографическую зоркость, связное ритмичное письмо слов
и предложений.
8-9.Написание строчных и заглавных букв Гг, Пп, Тт, Рр и соединений с
ними.
Отработка правильного начертания и соединения букв. Пальчиковая
гимнастика. Заглавная буква в начале предложения. Штриховка.
Правильно располагать буквы и их соединения на строке; осуществлять
решение учебной задачи под руководством учителя; проверять написанное;
работать по алгоритму; изучить новую группу словарных слов; закреплять
безошибочное письмо словарных слов; развивать орфографическую
зоркость.
10.Контрольное списывание.
Проверка правильного начертания букв и их соединений. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Закрепление гигиенических навыков письма; проверить навыки списывания с
печатного текста; проверить умение детей выделять в тексте предложения и
ставить знаки препинания; развивать орфографическую зоркость.
11-12.Написание строчных и заглавных букв Нн, Кк, Юю и соединений с
ними.
Правильное начертание букв и их соединений. Проведение пальчиковой
гимнастики. Списывание предложений с образца. Словарная работа. Игровая
и творческая деятельность. Штриховка.
Научатся писать и распознавать заглавные и строчные буквы, слоги с ними;
употреблять изученные буквы в предложении, соблюдать гигиенические
правила; ориентироваться на странице тетради; упражнять в правильном
написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных

слов; воспроизводить письменный текст, писать под диктовку слова и
предложения.
13.Контрольное списывание.
Проверка правильности начертания букв и их соединений. Проведение
пальчиковой гимнастики. Самостоятельная работа. Штриховка.
Проверить навыки списывания с печатного текста; умение выделять в тексте
предложения, ставить правильные знаки препинания; умение связно
ритмично располагать слова и предложения на строке; развивать
орфографическую зоркость.
14.Написание строчных букв ь, ы, ъ и соединений с ними.
Правильное начертание букв и их соединений. Проведение пальчиковой
гимнастики. Слова с разделительным Ь и Ъ. Познавательная и игровая
деятельность. Штриховка.
Научатся писать ь, ъ, употреблять их при написании слов, объяснять новое
значение слов с этими буквами; записывать слова и предложения после
предварительного разбора с учителем, владеть разборчивым аккуратным
письмом с учётом гигиенических требований; упражнять в правильном
написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных
слов.
15-16.Написание строчных и заглавных букв Уу, Чч. Сочетания ча, чу,
чк, чн.
Упражнения. Слова с сочетаниями ча, чу, чк, чн. для формирования умений
определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Формирование умений определять высоту букв на строке; научатся писать
новую группу словарных слов; употреблять изученные правила письма с
сочетаниями ча, чу, списывать с печатного текста; закреплять безошибочное
написание словарных слов; изучить новую группу словарных слов; развивать
орфографическую зоркость.
17.Диктант.
Проверка записи букв, соединений под диктовку. Написание словарных слов
и предложений под диктовку. Каллиграфические упражнения для
предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых
ошибок на уроках русского языка. Проведение пальчиковой гимнастики.
Проверить умения записи букв, соединений под диктовку; безошибочное
написание словарных слов и предложений под диктовку; выполнение
каллиграфических навыков письма; развивать орфографическую зоркость.
18-19.Написание заглавных и строчных букв Ее, Ёё, Зз и соединений с
ними.

Работа над формой букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись.
Игровая и творческая деятельность.
Отрабатывать форму и высоту букв на строке; упражнять в правильном
отрывном написании соединений букв; восстанавливать деформированные
предложения, ритмично располагать буквы и слова на строке; проверять
написанное; упражнять в правильном написании изученных словарных слов,
изучить новую группу словарных слов; развивать орфографическую
зоркость.
20-21.Написание заглавных и строчных букв Бб, Вв, Дд и соединений с
ними.
Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой
мускулатуры рук. Словарная работа. Творческая деятельность.
Отрабатывать навыки каллиграфического письма; развивать
орфографическую зоркость, навыки безошибочного письма словарных
слов; записывать слова и предложения после их предварительного разбора,
контролировать этапы своей работы, ритмично располагать буквы и слова на
строке; формировать навык работы по алгоритму.
22.Работа с деформированным текстом.
Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца.
Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития
мелкой моторики пальцев рук.
23-24.Написание заглавных и строчных букв Цц, Щщ и соединений с
ними.
Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение
пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия
физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность.
Научатся писать буквы Ц, ц, Щ, щ; узнают особенности написания
букв ы, и после ц; закрепят написание сочетаний ща, щу; научатся
анализировать и записывать слоги, слова и предложения с изученными
буквами; связно и ритмично располагать буквы и слова на строке, без
искажений, оценивать правильность выполнения работы.
25-26.Написание заглавных и строчных букв Ээ, Хх, Жж и соединений с
ними.
Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление
рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой
гимнастики.
Правильно располагать буквы и их соединения; вырабатывать связное и
ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений; корректировать
деформированные предложения, контролировать этапы своей работы,

различать и использовать на письме изученные буквы; закреплять умение
безошибочно писать словарные слова; развивать орфографическую зоркость.
27.Контрольное списывание
Проверка каллиграфического написания букв и соединений Списывание с
готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие
орфографической зоркости.
Проверить навыки каллиграфического написания букв и соединений в
словах; списывание с готового образца; развивать орфографическую
зоркость; закреплять безошибочное написание словарных слов.
28-29.Написание заглавных и строчных букв Яя, Фф и соединений с
ними.
Отработка каллиграфического написания букв и соединений. Проведение
пальчиковой гимнастики. Поэтическая страничка.
30.Диктант.
Проверка отработки плавности и ритмичности письма. Проведение
пальчиковой гимнастики. Соревнование.
Проверить отработку плавности и ритмичности письма; умение применять на
практике повторенные орфограммы и каллиграфические навыки письма.
31.Работа с деформированным текстом.
Развитие навыка правильного написания букв. Выработка одинаковых
равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв,
между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики.
Соревнование.
Научатся анализировать текст, моделировать и оформлять в нём
предложения в соответствии с их смысловой и интонационной
законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений;
работать по алгоритму; развивать орфографическую зоркость.
32.Творческая мастерская «Волшебная ручка».
Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и
штриховки.
Научатся писать в соответствии с правилами письма слова и предложения,
без искажений и замены букв; оформлять предложения на письме в
соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы;
владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований.
33.Конкурс по каллиграфии.
Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и
штриховки.

Проверить умение каллиграфически списывать тексты; умение безошибочно
писать изученные словарные слова; выявить лучшего каллиграфа;
контролировать этапы своей работы, проверять написанное, владеть
разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований.
34.Итоговая работа по каллиграфии.
Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и
штриховки.
Научатся писать в соответствии с правилами письма слова и предложения,
без искажений и замены букв; оформлять предложения на письме в
соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы;
владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).
Часть1. – М.Просвещение, 2002
2. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.-М.Дрофа.
3. Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4
кл. – М.Дрофа.
4. Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков
у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной
школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов).
5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа
ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.
6. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение,
1990 (Творческая лаборатория учителя).
7. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.
8. Альбомы для рисования, тетради в узкую и широкую линейку.
9. Линейки – трафареты с геометрическими фигурами.
10. Материал для словарной работы (иллюстрации, тексты).
11. Доска.
12. Цветные мелки для учителя.
13. Цветные карандаши для учащихся.

Календарно-тематическое планирование.
Каллиграфия. 4 класс.
№
урока

Тема урока

1

Написание строчных и заглавных букв и,
ш, й, И, Ш, Й и соединений с ними.
Написание строчных и заглавных букв с,
о, С, О и соединений с ними.
Написание букв Ии, Шш, Сс, Оо и
соединений с ними.
Написание строчных и заглавных
букв Аа, Лл, Мм и соединений с ними.
Написание строчных и заглавных
букв Гг, Пп, Тт, Рр и соединений с ними.
Контрольное списывание.
Написание строчных и заглавных
букв Нн, Кк, Юю и соединений с ними.
Контрольное списывание.
Написание строчных букв ь, ы, ъ и
соединений с ними.
Написание строчных и заглавных
букв Уу, Чч. Сочетания ча, чу, чк, чн.
Диктант.
Написание заглавных и строчных
букв Ее, Ёё, Зз и соединений с ними.
Написание заглавных и строчных
букв Бб, Вв, Дд и соединений с ними.
Работа с деформированным текстом.
Написание заглавных и строчных
букв Цц, Щщ и соединений с ними.
Написание заглавных и строчных
букв Ээ, Хх, Жж и соединений с ними.
Контрольное списывание
Написание заглавных и строчных
букв Яя, Фф и соединений с ними.
Диктант.
Работа с деформированным текстом.
Творческая мастерская «Волшебная
ручка».
Написание соединений: ак, аш, аз, аб, ад,

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Дата
Дата
проведения проведения
по плану
по плану

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

ав, ас.
Написание соединений: ие, ий, иц, ищ.
Безотрывное написание соединений: ел,
ем, ег, еж, ез.
Рациональные способы соединения в
словах.
Написание соединений: яб, яр, яф, ят.
Письмо трудных соединений: юз, юк,
юж, ют, юм.
Безотрывное написание соединений: ль,
мь, ья, ье.
Написание заглавных и строчных букв.
Написание соединений Оо, Сс, Ээ.
Работа по устранению графических
недочетов.
Творческая мастерская «Волшебная
ручка».
Конкурс по каллиграфии.
Итоговая работа по каллиграфии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».