Пояснительная записка.
Программа по каллиграфии рассчитана на проведение теоретических и
практических занятий с детьми 1- 4 класса. Занятия в 4 классе проводятся
1 раз в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе программы Н.Г. Агарковой «Программа.
Графический навык. Каллиграфический почерк» (1-4).
Данная программа является дополнением к школьным программам по курсу
«Обучение письму», «Русский язык», «Изобразительное искусство».
Программу предлагается реализовать в форме внеурочной деятельности
«Весёлый каллиграф».
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и
педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным,
неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего,
ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо
учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого
задания.
Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её
нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению,
с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительным
искусством и технологией.
Общая характеристика курса.
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая
в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в
том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают
формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по
каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков
младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной
деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Цели и задачи курса.
Цель – научить детей писать шариковой ручкой правильно, красиво,
аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.
Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед
учителем с первых занятий обучения каллиграфии.
Задачи работы курса:
- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия
каллиграфией и приёмами работы с ними;
- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице
одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной
расстановке слов на строке;
- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке,
пропорции строчных и заглавных букв;
- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- учить проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при
необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- учить индивидуальной работе;
- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных
движений пальцев;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость,
самодисциплину.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи
- Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными
нормами и стремится их выполнять.
- Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в
других общественных местах.
- Договаривается со сверстниками о правилах поведения в различных
ситуациях.
Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- Адекватно оценивает свои возможности
-Регулирует свое эмоциональное состояние.Корректирует свое поведение на
основе чувств стыда, вины, совести.Понимает чувства других людей,
оказывает помощь
- Эмоционально относится к примерам прекрасного в произведениях
художественной культуры Разрабатывает
творческие мероприятия
совместно со сверстниками
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Формулирует познавательную цель.В сотрудничестве с учителем ставит
новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено обучающимся, и того, что еще им не известно.Преобразует
практическую задачу в познавательную
- Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность
действий по ее решению
- Следует установленным правилам в планировании и контроле способа
решения задачи
- Адекватноопределяет причины успешности и неуспешности в учебной
деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности
- Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и
способами.
Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта;
обнаруживает изменения, происходящие с ним
Познавательные УУД:
- Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей
или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их
отношения друг с друг
- Осуществляет синтез, достраивая и восполняя недостающие компоненты
- ---Устанавливает аспект анализа (точку зрения, с которой определяются
или будут определяться существенные признаки изучаемого объекта)
- Осуществляет поиск необходимой информации в различных источниках
для выполнения учебных заданий
- Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
- Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и
способами.Называет
характерные
(легко
различимые)
признаки
наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним
- Строит рассуждение, связывая простые суждения об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
- Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует
речевые средства)
- Формулирует собственное мнение и позицию. Обосновывает и
отстаивает собственную точку зрения
-Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности,
в т. ч. в ситуации столкновения интересов. Продуктивно содействует
разрешению конфликтов
- Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на
основе заданных правил взаимодействия.Определяет цели, распределяет
функции участников, правила и способы взаимодействия
Предметные результаты:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно
располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические
навыки письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону,
выполнять различные способы штриховки;
- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв,
способы соединения букв;
- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических,
орфографических и речевых ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения.
Содержание учебного курса.
1- 2.Написание строчных и заглавных букв и, ш, й, И, Ш, Й и соединений
с ними.
2.Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил
гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Игровая и творческая
деятельность. Штриховка. Многозначность слова.
Отрабатывать умения писать строчные и заглавные буквы, имеющие
одинаковые элементы; сравнивать собственные буквы с образцом,
употреблять изученные правила письма с сочетанием ши, контролировать
этапы своей работы; изучить первую группу словарных слов.
3-4.Написание строчных и заглавных букв с, о, С, О и соединений с
ними.
Работа над написанием букв. Разные способы проверки правописания слов.
Проведение пальчиковой гимнастики. Игровая и познавательная
деятельность. Однокоренные слова. Штриховка.
Закреплять написание строчных и заглавных букв с, о, С, О и соединений с
ними;употреблять изученные буквы в предложении, соблюдать
гигиенические правила; ориентироваться на странице тетради; упражнять в
правильном написании изученных словарных слов, изучить новую группу
словарных слов.
5.Написание букв Ии, Шш, Сс, Оо и соединений с ними.
Отработка правильного начертания букв. Проведение пальчиковой
гимнастики. Графические упражнения. Штриховка. Поэтическая страничка.
Научатся писать и распознавать формы всех изученных букв; писать под
диктовку изучаемые буквы и слова, списывать слова и предложения с
образцов, выполнять логические задания на сравнение, группировать и
обобщать элементы письменных букв; упражнять в правильном написании
изученных словарных слов, изучить новую группу словарных слов; развивать
орфографическую зоркость; интеллектуальные и творческие способности
детей; связное ритмичное письмо слов и предложений.
6-7.Написание строчных и заглавных букв Аа, Лл, Мм и соединений с
ними.
Отработка правильного начертания и соединения букв. Упражнения для
движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Разные
способы проверки правописания слов. Штриховка.
Отрабатывать правильные начертания и соединения букв; анализировать и
записывать слова и предложения с изученными буквами, списывать слова и
предложения с образцов, проверять написанное; упражнять в правильном
написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных
слов; развивать орфографическую зоркость, связное ритмичное письмо слов
и предложений.
8-9.Написание строчных и заглавных букв Гг, Пп, Тт, Рр и соединений с
ними.
Отработка правильного начертания и соединения букв. Пальчиковая
гимнастика. Заглавная буква в начале предложения. Штриховка.
Правильно располагать буквы и их соединения на строке; осуществлять
решение учебной задачи под руководством учителя; проверять написанное;
работать по алгоритму; изучить новую группу словарных слов; закреплять
безошибочное письмо словарных слов; развивать орфографическую
зоркость.
10.Контрольное списывание.
Проверка правильного начертания букв и их соединений. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Закрепление гигиенических навыков письма; проверить навыки списывания с
печатного текста; проверить умение детей выделять в тексте предложения и
ставить знаки препинания; развивать орфографическую зоркость.
11-12.Написание строчных и заглавных букв Нн, Кк, Юю и соединений с
ними.
Правильное начертание букв и их соединений. Проведение пальчиковой
гимнастики. Списывание предложений с образца. Словарная работа. Игровая
и творческая деятельность. Штриховка.
Научатся писать и распознавать заглавные и строчные буквы, слоги с ними;
употреблять изученные буквы в предложении, соблюдать гигиенические
правила; ориентироваться на странице тетради; упражнять в правильном
написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных
слов; воспроизводить письменный текст, писать под диктовку слова и
предложения.
13.Контрольное списывание.
Проверка правильности начертания букв и их соединений. Проведение
пальчиковой гимнастики. Самостоятельная работа. Штриховка.
Проверить навыки списывания с печатного текста; умение выделять в тексте
предложения, ставить правильные знаки препинания; умение связно
ритмично располагать слова и предложения на строке; развивать
орфографическую зоркость.
14.Написание строчных букв ь, ы, ъ и соединений с ними.
Правильное начертание букв и их соединений. Проведение пальчиковой
гимнастики. Слова с разделительным Ь и Ъ. Познавательная и игровая
деятельность. Штриховка.
Научатся писать ь, ъ, употреблять их при написании слов, объяснять новое
значение слов с этими буквами; записывать слова и предложения после
предварительного разбора с учителем, владеть разборчивым аккуратным
письмом с учётом гигиенических требований; упражнять в правильном
написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных
слов.
15-16.Написание строчных и заглавных букв Уу, Чч. Сочетания ча, чу,
чк, чн.
Упражнения. Слова с сочетаниями ча, чу, чк, чн. для формирования умений
определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Формирование умений определять высоту букв на строке; научатся писать
новую группу словарных слов; употреблять изученные правила письма с
сочетаниями ча, чу, списывать с печатного текста; закреплять безошибочное
написание словарных слов; изучить новую группу словарных слов; развивать
орфографическую зоркость.
17.Диктант.
Проверка записи букв, соединений под диктовку. Написание словарных слов
и предложений под диктовку. Каллиграфические упражнения для
предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых
ошибок на уроках русского языка. Проведение пальчиковой гимнастики.
Проверить умения записи букв, соединений под диктовку; безошибочное
написание словарных слов и предложений под диктовку; выполнение
каллиграфических навыков письма; развивать орфографическую зоркость.
18-19.Написание заглавных и строчных букв Ее, Ёё, Зз и соединений с
ними.
Работа над формой букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись.
Игровая и творческая деятельность.
Отрабатывать форму и высоту букв на строке; упражнять в правильном
отрывном написании соединений букв; восстанавливать деформированные
предложения, ритмично располагать буквы и слова на строке; проверять
написанное; упражнять в правильном написании изученных словарных слов,
изучить новую группу словарных слов; развивать орфографическую
зоркость.
20-21.Написание заглавных и строчных букв Бб, Вв, Дд и соединений с
ними.
Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой
мускулатуры рук. Словарная работа. Творческая деятельность.
Отрабатывать навыки каллиграфического письма; развивать
орфографическую зоркость, навыки безошибочного письма словарных
слов; записывать слова и предложения после их предварительного разбора,
контролировать этапы своей работы, ритмично располагать буквы и слова на
строке; формировать навык работы по алгоритму.
22.Работа с деформированным текстом.
Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца.
Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития
мелкой моторики пальцев рук.
23-24.Написание заглавных и строчных букв Цц, Щщ и соединений с
ними.
Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение
пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия
физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность.
Научатся писать буквы Ц, ц, Щ, щ; узнают особенности написания
букв ы, и после ц; закрепят написание сочетаний ща, щу; научатся
анализировать и записывать слоги, слова и предложения с изученными
буквами; связно и ритмично располагать буквы и слова на строке, без
искажений, оценивать правильность выполнения работы.
25-26.Написание заглавных и строчных букв Ээ, Хх, Жж и соединений с
ними.
Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление
рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой
гимнастики.
Правильно располагать буквы и их соединения; вырабатывать связное и
ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений; корректировать
деформированные предложения, контролировать этапы своей работы,
различать и использовать на письме изученные буквы; закреплять умение
безошибочно писать словарные слова; развивать орфографическую зоркость.
27.Контрольное списывание
Проверка каллиграфического написания букв и соединений Списывание с
готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие
орфографической зоркости.
Проверить навыки каллиграфического написания букв и соединений в
словах; списывание с готового образца; развивать орфографическую
зоркость; закреплять безошибочное написание словарных слов.
28-29.Написание заглавных и строчных букв Яя, Фф и соединений с
ними.
Отработка каллиграфического написания букв и соединений. Проведение
пальчиковой гимнастики. Поэтическая страничка.
30.Диктант.
Проверка отработки плавности и ритмичности письма. Проведение
пальчиковой гимнастики. Соревнование.
Проверить отработку плавности и ритмичности письма; умение применять на
практике повторенные орфограммы и каллиграфические навыки письма.
31.Работа с деформированным текстом.
Развитие навыка правильного написания букв. Выработка одинаковых
равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв,
между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики.
Соревнование.
Научатся анализировать текст, моделировать и оформлять в нём
предложения в соответствии с их смысловой и интонационной
законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений;
работать по алгоритму; развивать орфографическую зоркость.
32.Творческая мастерская «Волшебная ручка».
Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и
штриховки.
Научатся писать в соответствии с правилами письма слова и предложения,
без искажений и замены букв; оформлять предложения на письме в
соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы;
владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований.
33.Конкурс по каллиграфии.
Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и
штриховки.
Проверить умение каллиграфически списывать тексты; умение безошибочно
писать изученные словарные слова; выявить лучшего каллиграфа;
контролировать этапы своей работы, проверять написанное, владеть
разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований.
34.Итоговая работа по каллиграфии.
Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и
штриховки.
Научатся писать в соответствии с правилами письма слова и предложения,
без искажений и замены букв; оформлять предложения на письме в
соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы;
владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).
Часть1. – М.Просвещение, 2002
2. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.-М.Дрофа.
3. Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4
кл. – М.Дрофа.
4. Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков
у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной
школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов).
5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа
ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.
6. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение,
1990 (Творческая лаборатория учителя).
7. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.
8. Альбомы для рисования, тетради в узкую и широкую линейку.
9. Линейки – трафареты с геометрическими фигурами.
10. Материал для словарной работы (иллюстрации, тексты).
11. Доска.
12. Цветные мелки для учителя.
13. Цветные карандаши для учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
Каллиграфия. 4 класс.
№
урока
Тема урока
1
Написание строчных и заглавных букв и,
ш, й, И, Ш, Й и соединений с ними.
Написание строчных и заглавных букв с,
о, С, О и соединений с ними.
Написание букв Ии, Шш, Сс, Оо и
соединений с ними.
Написание строчных и заглавных
букв Аа, Лл, Мм и соединений с ними.
Написание строчных и заглавных
букв Гг, Пп, Тт, Рр и соединений с ними.
Контрольное списывание.
Написание строчных и заглавных
букв Нн, Кк, Юю и соединений с ними.
Контрольное списывание.
Написание строчных букв ь, ы, ъ и
соединений с ними.
Написание строчных и заглавных
букв Уу, Чч. Сочетания ча, чу, чк, чн.
Диктант.
Написание заглавных и строчных
букв Ее, Ёё, Зз и соединений с ними.
Написание заглавных и строчных
букв Бб, Вв, Дд и соединений с ними.
Работа с деформированным текстом.
Написание заглавных и строчных
букв Цц, Щщ и соединений с ними.
Написание заглавных и строчных
букв Ээ, Хх, Жж и соединений с ними.
Контрольное списывание
Написание заглавных и строчных
букв Яя, Фф и соединений с ними.
Диктант.
Работа с деформированным текстом.
Творческая мастерская «Волшебная
ручка».
Написание соединений: ак, аш, аз, аб, ад,
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Дата
Дата
проведения проведения
по плану
по плану
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
ав, ас.
Написание соединений: ие, ий, иц, ищ.
Безотрывное написание соединений: ел,
ем, ег, еж, ез.
Рациональные способы соединения в
словах.
Написание соединений: яб, яр, яф, ят.
Письмо трудных соединений: юз, юк,
юж, ют, юм.
Безотрывное написание соединений: ль,
мь, ья, ье.
Написание заглавных и строчных букв.
Написание соединений Оо, Сс, Ээ.
Работа по устранению графических
недочетов.
Творческая мастерская «Волшебная
ручка».
Конкурс по каллиграфии.
Итоговая работа по каллиграфии.