1
ПРОГРАММА
КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕДИАЦЕНТР»
(70 ЧАСОВ)
Пояснительная записка
Курс «МЕДИАЦЕНТР» предназначен для организации занятий по практическому
ознакомлению обучающихся 5-9-х классов с основами журналистской деятельности и
работы с публицистическим текстом в рамках общеинтеллектуального направления
внеурочной деятельности.
Специфика медиацентра, как вида деятельности, заключается в том, что она требует
от участников процесса активной субъектной позиции исследователя социальной жизни.
Как следствие, школьная журналистика изначально помещает обучающихся в действий,
таких как самоопределение, нравственно-этическая ориентация, целеполагание,
саморегуляция, смысловое чтение, рефлексия способов и условий действий, умения
работать с информацией и выстраивать продуктивные коммуникативные отношения.
Актуальность содержания данного курса определяется так же еще и тем, что
современный человек живет в огромном информационном пространстве, которое
существует оффлайн и онлайн. Следовательно, понимание законов, по которым живёт
современное информационное общество, является важным фактором социализации
обучающихся, помогает школьникам более грамотно выстраивать коммуникацию и более
критично относиться к информации, которую мы получаем из сети Интернет.
Программа курса отвечает задачам общеинтеллектуального направления внеурочной
деятельности и составлена на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной
образовательной программы основного общего образования в части, касающейся
внеурочной деятельности, а также с учётом содержания и планируемых результатов,
предусмотренных в примерных программах по русскому языку и литературе для 5-7-х
классов.
Цель курса: развивать коммуникативные навыки и метапредметные умения,
связанные с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей информации,
способствовать формированию деятельностной потребности в творческой и социальной
активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида социальной
деятельности — журналистики.
Основные задачи курса:
• помочь учащимся составить представление о том, что такое журналистика как
профессия, приобрести первый опыт работы с информацией на конкретных примерах из
опыта школьной журналистики России, первичные навыки ориентирования в современном
информационном пространстве;
• учить осмысливать происходящие события с точки зрения нравственно-этических
норм, делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
• учить понимать важность оценивания информации с точки зрения ее достоверности
или недостоверности, учить проверять информацию на достоверность;
2
• способствовать формированию основ медийной грамотности, приобретению
навыков выстраивания виртуальных и реальных коммуникаций;
• формировать первичные навыки работы с публицистическим текстом, навыки
использования изобразительно-выразительных средств русского языка в соответствии с
задачами публицистики, учить формулировать свои мысли и доносить их до аудитории;
• развивать мультимедийные компетентности, способствовать приобретению опыта
работы с современными мультимедийными технологиями.
Учебно-методическое обеспечение курса представлено учебным пособием
«Журналистика для школьников» (автор Т. В. Ковган), методическими рекомендациями по
проведению учебных занятий, рабочей программой курса «Журналистики для школьников»
и двумя комплектами дидактических материалов — приложениями к учебному пособию и
методическим рекомендациям.
Учебное пособие, обеспечивающее содержательную часть курса, состоит из шести
разделов (модулей):
1. Профессия журналист;
2. Информируем;
3. Берем интервью;
4. Размышляем;
5. Развлекаем, путешествуем, читаем, спорим, идем в театр;
6. Фотографируем, верстаем, ведем блог, делаем лонгрид.
Занятия первого модуля вводные, на них учащиеся получают представление о том,
как складывается рабочий день журналиста, какими качествами должен обладать человек,
работающий в этой профессии, знакомятся с историей журналистики, приобретают
первичные навыки поисковой работы на сайтах СМИ.
Занятия второго модуля посвящены информационным жанрам, таким как короткая
информация и репортаж. Учащиеся исследуют, какими критериями руководствуется
журналист в выборе новостей, а затем в деловой игре «Делаем новости» пытаются
смоделировать работу новостной редакции. Жанр репортажа рассматривается в двух
вариантах: репортаж для печатных СМИ и видеорепортаж на примерах репортажных работ
из практики детских СМИ. По итогам модуля учащиеся создают небольшой видеосюжет,
не требующий сложного монтажа, а также пишут новости или репортажи и на основе
написанных ими текстов создают макет газетных страниц.
На занятиях третьего модуля достаточно подробно рассматривается жанр интервью.
Учащиеся проводят видеоопросы или опросы для школьной газеты, знакомятся с понятием
инфографика, работают с материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ.
Практическая работа с материалами интервью в школьной прессе и в школьных
видеосюжетах помогает учащимся выбрать героя для интервью, придумать вопросы и
провести деловую игру «Интервью» непосредственно во время учебного занятия, а также
подготовить интервью к публикации.
Занятия четвертого модуля посвящены проблемно-нравственным темам, на которые
школьники часто размышляют в своих публицистических текстах. В основе таких текстов
лежат реальные жизненные ситуации, произошедшие с учащимися, которые могут помочь
им самим и другим ребятам (читателям) найти выход из непростой жизненной ситуации,
принять верное решение, поверить в себя. Одно из последних занятий модуля посвящено
3
теме плагиата и проверке текстов на плагиат. В современных реалиях, когда у учащихся
размывается грань между авторством и заимствованием из сети Интернет, эта тема
принципиально важна для работы с авторскими текстами. По итогам модуля учащиеся
пишут текст на одну из рассмотренных тем, а затем проводят круглый стол, на котором
обсуждают свои работы с читателями.
На занятиях пятого модуля учащиеся исследуют опыт школьной прессы России на
конкретных образцах печатных СМИ, проектируют развлекательные темы и рубрики в
школьной газете, читают и анализируют путевые заметки школьников, знакомятся с
книжными блогами, с блогами о кино и театре, с самим понятием культурная
журналистика, то есть погружаются в определенную культурную среду. Результатом такого
погружения становятся авторские тексты или видео на одну из предложенных в рамках
модуля тем. Для того, чтобы учащиеся могли понять, получилось ли у них достучаться до
читателей и зрителей с «культурными» темами, учащиеся разрабатывают опросники и
проводят опрос, который помогает установить обратную связь с аудиторией.
Занятия шестого модуля посвящены формированию мультимедийных компетенций,
учащиеся изучают основы репортажной фотосъемки, основные визуальные элементы
газетной верстки, знакомятся с видеоконтентом блогов, которые ведут российские
школьники, генерируют идеи для школьного видеоблога, учатся создавать
мультимедийный лонгрид. В финале учащиеся сознают свой индивидуальный или
коллективный проект, который презентуют школьной общественности.
В ходе занятий учащиеся осваивают виды деятельности, которые, с одной стороны,
относятся к профессиональной сфере журналиста, с другой стороны, выступают как
универсальные, метапредметные, применимые в научной, исследовательской, учебной
работе, а также в повседневных бытовых ситуациях. К таким видам деятельности относятся
поиск источников информации, использование интервью как одного из способов получения
информации, проверка достоверности полученной информации, умение критично и
объективно её оценивать и т.д. Большинство занятий курса имеют исследовательский
характер: учащимся предлагается самостоятельно проанализировать конкретную ситуацию
или определенные публицистические материалы, сделать выводы, а затем сопоставить их с
предложенным образцом.
Не менее 60% учебных занятий отводится на практическую деятельность учащихся —
деловые игры, практическая поисковая работа в группах, творческие работы и практикумы,
мозговые штурмы, конференции, круглые столы и т.д. В ходе изучения тем курса
реализуется образовательная ситуация выбора — по каждой из предложенных тем у
учащихся есть возможность выбрать форму и тему творческой работы. Таким образом
создается вариативное образовательное пространство для творческих проб и
самореализации обучающихся.
Формы организации обучения: проблемная беседа, практическая работа в группах,
творческая работа, деловая игра, конференция, проектная деятельность, «мозговой штурм»,
круглый стол, творческий практикум.
Формы контроля. Поскольку журналистика — это публичная профессия,
ориентированная на взаимодействие с широкой аудиторией, то главное условие
предъявления образовательного результата по курсу «Журналистика для школьников» – это
публичность. Данный курс предполагает, что все творческие работы, подготовленные
4
учащимися в рамках изучения определённых тем и разделов, увидят своего читателя,
слушателя, зрителя. Конкретная форма предъявления результата зависит от выбора
учащихся и педагога, возможностей образовательного учреждения: публикация в школьной
газете, на сайте школы, в социальных сетях, видеосюжет для школьного телевидения,
размещённый в сети Интернет и др. В рамках курса запланировано проведение круглого
стола с читателями и зрителями, а также проведение опроса, который помогает установить
обратную связь с аудиторией.
По результатам изучения каждого модуля предусмотрена творческая работа. В
качестве итоговой работы по результатам прохождения курса предусматривается защита
коллективных и индивидуальных творческих проектов обучающихся, рассчитанная на
аудиторию образовательного учреждения (учащиеся, педагоги, родители).
Рекомендуется зачётная система оценивания работы учащихся. Как вариант,
возможна зачётно-рейтинговая (накопительная) система, учитывающая не только
выполнение творческих работ по изученным темам, но также активность и продуктивность
работы учащихся на каждом занятии.
Планируемые результаты
В результате освоения курса учащийся научится:
в области предметных результатов:
создавать
тексты
и
видеосюжеты
публицистической
направленности,
ориентированные на читателя и зрителя, и анализировать необходимую информацию в
соответствии с задачами текста;
выстраивать диалог в рамках делового общения, проводить опросы и интервью;
оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике работы
школьного журналиста, с точки зрения нравственности тех или иных поступков;
использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой практике при
создании устных и письменных высказываний;
выявлять в публицистических текстах школьников тему и проблему и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления;
проводить смысловой анализ текста на основе понимания принципиальных отличий
публицистического текста от литературно-художественного, научного и т. п.
в области метапредметных результатов:
понимать важность оценивания информации с точки зрения ее достоверности или
недостоверности, проверять информацию на достоверность;
выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в
ситуациях делового и неформального межличностного общения;
5
использовать коммуникативные возможности языка, грамотно формулировать
вопросы с целью получения наиболее полного ответа (соответствующего поставленным
задачам коммуникации);
Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, принимать
ответственность за сказанное и написанное, понимать влияние, которое публичная
информация оказывает на человека;
создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении, сознательно планировать свою учебную
деятельность;
аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях как читатель/зритель со сформированными морально-нравственными
ценностями;
владеть
компетентностями
в
области
использования
информационнокоммуникационных и мультимедийных технологий, культурой активного пользования
образовательными и творческими ресурсами сети Интернет.
в области личностных результатов:
работать над расширением и систематизацией знаний о современном мире;
понимать значимость образования и самообразования как средств своего
дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования в современном мире;
сознательно планировать свою деятельность, используя навыки целеполагания,
самоанализа и самооценки;
самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в конкретных
жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе процессы и оценивать их с
точки зрения этих критериев;
проявлять творческую и социальную активность.
6
Содержание курса дополнительного образования
«МЕДИАЦЕНТР»
МОДУЛЬ 1. ПРОФЕССИЯ — ЖУРНАЛИСТ
Тема 1. Профессия журналист
Самоопределение, формулировка индивидуальных ожиданий от курса. Постановка
образовательных целей и задач. Структурирование и систематизация информации,
известной ранее учащимся на бытовом уровне. Понятия: прямой эфир, форум,
аккредитация журналиста. Практическая групповая работа с сайтом одного из телеканалов
по выбору учащихся. Групповая и индивидуальная работа по поиску информации в сети
Интернет.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа, работа в группах, рефлексия.
Тема 2. Когда появилась журналистика? Что было до нее?
История
появления
журналистики.
Проведение
пресс-конференции.
Пражурналистские явления. Происхождение слов «журнал» и «газета». История
российской журналистики. Появление телевидения в России.
Виды деятельности. Беседа, конференция, рефлексия.
МОДУЛЬ 2. ИНФОРМИРУЕМ
Тема 3. Делаем новости.
Какими критериями руководствуется журналист в выборе новостей. Обсуждение,
формулировка критериев: оперативность, масштаб события, общественная значимость,
близость аудитории, первичность и достоверность информации. Деловая игра «Делаем
новости», поисковая деятельность, обсуждение, моделирование работы редакции по сбору
новостей. Муки первого слова: с чего начать новость? Почему начало должно быть
интересным? Информационный лид. Творческая работа «Пишем новость».
Виды деятельности.
Беседа, исследовательская деятельность, деловая игра,
творческая работа, рефлексия.
Тема 4. Глазами очевидца. Жанр репортажа
Особенности жанра репортажа. Эффект присутствия. Различия между жанрами
репортаж и новость. Работа с материалами молодежной газеты «Пять углов». Творческая
работа по одному из сюжетов киножурнала «Ералаш».
Виды деятельности. Беседа с элементами исследовательской деятельности,
поисковая деятельность, творческая работа в группе, рефлексия.
Тема 5. Снимаем видеосюжет. Журналист на задании
Особенности репортажа на телевидении. Практическая работа с сюжетом программы
«Навигатор» детского телеканала «Карусель». План съемки. Творческая деловая игра
«Снимаем видеорепортаж».
Виды деятельности. Беседа, практическая работа, творческая работа в группе,
рефлексия.
7
Тема 6. Проверяем информацию
Откуда берется недостоверная информация. Способы проверки информации на
достоверность. Анализ и обсуждение конкретных примеров из опыта школьной
журналистики. Формирование первичных навыков проверки информации.
Виды деятельности. Проблемная беседа, деловая игра, рефлексия.
Тема 7. «В номер!»
Графический план верстки. Макет газетных страниц. Разворот. Роль иллюстраций и
заголовков на газетной странице.
Виды деятельности. Беседа, деловая игра, рефлексия.
МОДУЛЬ 3. БЕРЕМ ИНТЕРВЬЮ
Тема 8. Блиц-опрос
Блицопрос как разновидность жанра интервью. Способы оформления и подачи
опроса. Видеоопрос, классический опрос, инфографика. Работа с материалами сайта
ВЦИОМ и материалами школьных СМИ. Разработка темы собственного блицопроса.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа, работа в группах, рефлексия.
Тема 9. Интервью
Жанр интервью. Критерии выбора собеседника для интервью. Практическая работа с
материалами интервью в школьной прессе и в школьных видеосюжетах. Подготовка
вопросов для интервью. Деловая игра «Интервью» с приглашенными собеседниками.
Анализ сделанных видеозаписей по итогам деловой игры. Основные правила литературной
обработки интервью, подготовка интервью к печати. Презентация итоговых работ по теме
интервью. «Правила хорошего интервью» — творческая работа в группах.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с материалами школьных СМИ,
работа в группах, деловая игра, творческая работа, рефлексия.
МОДУЛЬ 4. РАЗМЫШЛЯЕМ
Тема 10. Классная история
Может ли ситуация, произошедшая в школе, на уроке в классе стать темой для
детской журналистской публикации. Критерии, по которым журналист определяет,
подходит или не подходит история для публикации. Анализ публицистических работ
школьников.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами
школьников, работа в группах, рефлексия.
Тема 11. Во дворе, на улице, в городе. Бытовая зарисовка
Бытовая зарисовка. Ситуация, увиденная на улице, в общественном транспорте, в
любых общественных местах как тема для размышления и для журналистского текста.
Анализ публицистических работ школьников.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами
школьников, работа в группах, рефлексия.
8
Тема 12. «Герой нашего времени»
Поиск положительных героев, которые могут стать героями детских публикаций.
Анализ публицистических работ школьников.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами
школьников, работа в группах, рефлексия.
Тема 13. Проверено на себе. Эксперимент
Социальный и личный эксперимент. Просмотр и анализ видеосюжетов, созданных
школьниками. Творческая работа в группах по обсуждению тем для социального или
личного журналистского эксперимента.
Виды деятельности. Беседа, анализ видеосюжетов, работа в группах, рефлексия.
Тема 14. Поговорим о личном. Почему это важно?
Личная история как тема и повод для публицистического выступления. Анализ
публицистических работ школьников.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами
школьников, работа в группах, рефлексия.
Тема 15. Слово не воробей. Осторожно, плагиат!
Что означает слово плагиат. Можно ли считать плагиатом текст, который скопирован
не полностью, а частично? Является ли плагиатом текст, в котором ученик переделал
некоторые предложения и заменил часть слов? Проверка текстов на плагиат.
Недопустимость плагиата в авторских текстах. Работа с авторскими текстами школьников.
Беседа, практическая работа с ресурсами сети Интернет.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с ресурсами сети Интернет,
рефлексия.
Тема 16. Круглый стол. Контрольное занятие
Круглый стол с читателями и зрителями. Проблемное обсуждение итоговых работ,
выполненных по итогам прохождения тем модуля.
Виды деятельности. Круглый стол.
МОДУЛЬ 5. РАЗВЛЕКАЕМ, ПУТЕШЕСТВУЕМ, ЧИТАЕМ, СПОРИМ,
ИДЕМ В ТЕАТР
Тема 17. Юмористические рубрики в школьных СМИ
Развлекательные темы и рубрики в школьной газете. Анализ материалов школьных
изданий. Работа в группах, проектирование тем и рубрик.
Виды деятельности. Беседа, проектная работа в группах, рефлексия.
Тема 18. Путевые заметки
Особенности жанра путевых заметок. Анализ публицистических работ школьников,
написанных в жанре путевых заметок.
9
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами
школьников, работа в группах, рефлексия.
Тема 19. Читать модно. Книжный блог
Что такое книжный блог, о чем пишут книжные блогеры. Работа с материалами
Инстаграм, просмотр и анализ видеосюжета книжного блога на YouTube.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с текстами в Инстаграм, просмотр
видеосюжета, рефлексия.
Тема 20. Культурная журналистика
Журналисты и блогеры о театре, кино и других культурных событиях. Знакомство с
ресурсом Яндекс.Дзен. Работа с материалами информационных сайтов и сайтов театров.
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с текстами в сети Интернет,
просмотр видеосюжета, рефлексия.
Тема 21. Хочу сказать! Спорим, доказываем
Учимся спорить на предложенные темы и доказывать свою точку зрения. Работа с
материалами школьных СМИ. Деловая игра «Дуэль».
Виды деятельности. Беседа, практическая работа с публицистическими текстами
школьников, работа в группах, деловая игра, рефлексия.
Тема 22. У читателя тоже есть свое мнение
Разработка опросников, которые помогут установить обратную связь с читателями
(зрителями). Проведение опроса.
Виды деятельности. Практическая работа, в том числе с использованием ресурсов
социальных сетей.
МОДУЛЬ 6.
ФОТОГРАФИРУЕМ,
ДЕЛАЕМ ЛОНГРИД (8/35)
ВЕРСТАЕМ,
ВЕДЕМ
БЛОГ,
Тема 23. Репортажная фотография
Особенности репортажной фотографии. Трудности и сложности репортажной
фотосъемки. Удачный кадр. Работа с материалами школьной прессы. Практическая работа
с фотоматериалами. Особенности репортажной фотосъемки. Подготовка фотоколлажа.
Творческий практикум.
Виды деятельности. Беседа, работа в группах, творческий практикум, рефлексия.
Тема 24. Как делают газету. Основные элементы верстки
Основные визуальные элементы газетной верстки. Словарик верстальщика.
Практическая исследовательская работа в группах с образцами школьных газет. Основные
ошибки, которые допускают школьные издатели в верстке печатных изданий. «Газета
ошибок». Практическая работа в группах — игра-соревнование.
Виды деятельности. Беседа, работа в группах, рефлексия.
10
Тема 25. Школа юного видеоблогера (1/8 ч)
Общее знакомство с видеоконтентом блогов, которые ведут российские школьники.
Генерация идей для школьного видеоблога.
Виды деятельности. Конференция (выступление учащихся), «мозговой штурм»,
беседа, рефлексия.
Тема 26. Делаем лонгрид (1/5 ч)
Общее знакомство с тем, что из себя представляет современный мультимедийный
лонгрид. Знакомство с лонгридом издательского дома «Коммерсантъ» «День, когда
началась война». Анализ лонгрида, выполненного школьниками.
Виды деятельности. Работа в группах, беседа, рефлексия.
Тема 27. Презентация творческих проектов. Итоговое занятие (1/1 ч)
Открытая презентация на широкую аудиторию выполненных в рамках курса итоговых
проектов, коллективных и индивидуальных.
Виды деятельности. Презентация творческих проектов.
Резервное занятие. «Отчебутца» (1/1 ч).
Творческая игра для участников курса и приглашенных гостей.
11
Примерное тематическое планирование курса
«МЕДИАЦЕНТР»
Примерное тематическое планирование предусматривает два варианта распределения времени по разделам и темам программы.
Курс рассчитан на 35 часов или на 105 часов. Учитель может планировать работу с материалом курса на 3 учебных года: в 5-м (модули 1, 2 и
3), 6-м (модули 4 и 5) и 7-м (модуль 6) классах, — или на 1 учебный год (в 5-м, 6-м или 7-м классе). В первом случае на курс отводится 1 час
в неделю, во втором – 3 часа.
Рекомендуется также включить в планирование учебные часы на индивидуальную работу с учащимися по подготовке авторских
текстов и видеосюжетов.
Учитель может вносить свои изменения в распределение часов на прохождение материала и проведения практикума, изменять
содержательное наполнение уроков, исходя из возможностей образовательного учреждения.
Номер
занятия
Тема занятия
Основное содержание
Дидактические материалы
Количество часов
теория
МОДУЛЬ 1. Профессия журналист
Профессия журналист.
1
Сообщать новости, быть в
гуще событий.
2
Когда появилась
журналистика?
Что было до нее?
МОДУЛЬ 2. Информируем
Делаем новости.
3
Критерии новостной
журналистики.
Самоопределение, формулировка индивидуальных ожиданий от
курса.
Постановка
образовательных
целей
и
задач.
Структурирование и систематизация информации, известной ранее
учащимся на бытовом уровне. Понятия: прямой эфир, форум,
аккредитация журналиста. Практическая групповая работа с
сайтом одного из телеканалов по выбору учащихся. Групповая и
индивидуальная работа по поиску информации в сети Интернет.
Беседа, работа в группах, рефлексия.
История
появления
журналистики.
Проведение
прессконференции. Пражурналистские явления. Происхождение слов
«журнал» и «газета». История российской журналистики.
Появление телевидения в России. Беседа, конференция, рефлексия.
Какими критериями руководствуется журналист в выборе
новостей. Обсуждение, формулировка критериев: оперативность,
масштаб события, общественная значимость, близость аудитории,
первичность и достоверность информации. Деловая игра «Делаем
12
практика
2
3
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— видеосюжет,
— 2 текста по теме «Как
проходит обычный день
журналиста».
1
1
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— Дополнительные материалы
для чтения по истории
журналистики.
1
2
6
1
9
1
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— видеосюжет.
4
С чего начать?
Информационный лид
5
Глазами очевидца.
Жанр репортажа.
6
Снимаем видеосюжет.
Журналист на задании.
новости», поисковая деятельность, обсуждение, моделирование
работы редакции по сбору новостей.
Муки первого слова: с чего начать новость? Почему начало должно
быть интересным? Информационный лид. Творческая работа
«Пишем новость».
Особенности жанра репортажа. Эффект присутствия. Различия
между жанрами репортаж и новость. Работа с материалами детской
прессы. Творческая работа по одному из сюжетов киножурнала
«Ералаш».
Особенности репортажа на телевидении. Практическая работа с
сюжетом
программы
«Навигатор»
детского
телеканала
«Карусель». План съемки. Творческая деловая игра «Снимаем
видеорепортаж».
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— видеосюжет.
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— видеосюжет,
— текст по теме «Репортаж».
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 1. Образцы
детских публикаций в жанре
репортаж.
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
6
1
5
1
1
1
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— видеосюжет.
7
Проверяем информацию.
Убедитесь, что информация
достоверна.
8
«В номер!»
Деловая игра
МОДУЛЬ 3. Берем интервью
Блиц-опрос.
9
Что думают люди?
10
Интервью.
Выбираем собеседника,
Откуда берется недостоверная информация. Способы проверки
информации на достоверность. Анализ и обсуждение конкретных
примеров из опыта школьной журналистики. Формирование
первичных навыков проверки информации. Деловая игра.
Графический план верстки. Макет газетных страниц. Разворот.
Роль иллюстраций и заголовков на газетной странице. «Создаем
макет номера», деловая игра.
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— макет газетного разворота на
3 и 4 колонки (2 pdf-файла)
Блицопрос как разновидность жанра интервью. Способы
оформления и подачи опроса. Видеоопрос, классический опрос,
инфографика. Работа с материалами сайта ВЦИОМ и материалами
школьных СМИ. Разработка темы собственного блицопроса.
Практическая работа в группах.
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 2. Образцы
оформления опроса в школьной
газете.
Жанр интервью. Критерии выбора собеседника для интервью.
Практическая работа с материалами интервью в школьной прессе и
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— 3 видеосюжета,
— образцы инфографики
ВЦИОМ
В Приложении к методическим
рекомендациям:
13
11
12
13
готовим вопросы.
Проведение интервью.
Деловая игра.
Анализ
видеоматериалов.
Рефлексия.
С диктофона на лист
бумаги.
Обработка интервью.
Правила хорошего
интервью.
Контрольное
занятие.
МОДУЛЬ 4. Размышляем
Классная история.
15
14
Поговорим о важном.
16
Во дворе, на улице, в городе.
Я сам все это видел.
в школьных видеосюжетах. Подготовка вопросов для интервью.
Деловая игра «Интервью» с приглашенными собеседниками.
Запись интервью на видео.
Анализ видеоинтервью, сделанных на прошлом учебном занятии.
— 6 видеосюжетов.
Основные правила литературной обработки интервью, подготовка
интервью к печати.
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— видеосюжет.
Презентация итоговых работ по теме интервью. «Правила
хорошего интервью» — творческая работа в группах.
Может ли ситуация, произошедшая в школе, на уроке в классе
стать темой для детской журналистской публикации. Критерии, по
которым журналист определяет, подходит или нет история для
публикации. Анализ публицистических работ школьников.
Бытовая зарисовка. Ситуация, увиденная на улице, в
общественном транспорте, в любых общественных местах как тема
для размышления и для журналистского текста. Анализ
публицистических работ школьников.
17
«Герой нашего времени».
В поисках положительного
героя.
Поиск положительных героев, которые могут стать героями
детских публикаций. Анализ публицистических работ школьников.
Работа в группах.
18
Эксперимент.
Проверено на себе.
Социальный и личный эксперимент. Просмотр и анализ
видеосюжетов, созданных школьниками. Творческая работа в
группах по обсуждению тем для социального или личного
журналистского эксперимента.
14
1
1
1
1
1
1
1
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 3. Образцы
детских публикаций по модулю
«Размышляем».
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 3. Образцы
детских публикаций по модулю
«Размышляем».
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— видеосюжет.
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 3. Образцы
детских публикаций по модулю
«Размышляем».
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— 3 видеосюжета,
— образцы детских текстов для
дополнительного занятия по
теме «Испытано на себе»
7
1
8
1
1
1
1
1
1
1
19
Поговорим о личном.
Почему это важно?
Личная история как тема и повод для публицистического
выступления. Анализ публицистических работ школьников. Беседа,
работа в группах.
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 3. Образцы
детских публикаций по модулю
«Размышляем».
1
2
1
1
1
1
6
1
8
1
1
1
1
1
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— образцы детских текстов для
дополнительного занятия по
теме «Мы в ответе за тех…»
20
Слово не воробей.
Осторожно, плагиат!
21
Круглый стол.
Контрольное занятие.
Что означает слово плагиат. Можно ли считать плагиатом текст,
который скопирован не полностью, а частично? Является ли
плагиатом текст, в котором ученик переделал некоторые
предложения и заменил часть слов? Проверка текстов на плагиат.
Недопустимость плагиата в авторских текстах. Работа с
авторскими текстами школьников.
Круглый стол с читателями и зрителями. Проблемное обсуждение
итоговых работ.
МОДУЛЬ 5. Развлекаем, путешествуем, читаем, спорим, идем в театр
22
Развлекаем и развлекаемся.
Юмористические рубрики в
школьных СМИ.
Развлекательные темы и рубрики в школьной газете. Анализ
материалов школьных изданий. Работа в группах, проектирование
тем и рубрик.
23
Мы едем, едем, едем.
Путевые заметки.
Особенности жанра путевых заметок. Анализ публицистических
работ школьников. Беседа, работа в группах.
24
Читать модно.
Книжный блог
Что такое книжный блог, о чем пишут книжные блогеры. Работа с
материалами Инстаграм, просмотр и анализ видеосюжета детского
книжного блога на YouTube.
15
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 4. Образцы
школьной прессы по теме
«Развлекаем и развлекаемся».
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— образцы детских текстов для
дополнительного занятия по
теме «Юмореска»
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 5. Образцы
детских публикаций по теме
«Путевые заметки».
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— видеосюжет.
25
26
27
Культурная журналистика.
Идем на выставку, в театр, в
кино.
Хочу сказать!
Спорим, доказываем.
Журналисты и блогеры о театре, кино и других культурных
событиях. Знакомство с ресурсом Яндекс.Дзен. Практическая
работа с материалами информационных сайтов и сайтов театров.
Учимся спорить на предложенные темы и доказывать свою точку
зрения. Работа с материалами школьных СМИ. Беседа, деловая
игра «Дуэль».
У читателя тоже есть свое
мнение.
Контрольное занятие.
Разработка опросников, которые помогут установить обратную
связь с читателями (зрителями). Практическая работа.
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 6. Образцы
детских публикаций по теме
«Хочу сказать».
МОДУЛЬ 6. Фотографируем, верстаем, ведем блог, делаем лонгрид
28
Фотографируем.
Репортажная фотография.
Особенности репортажной фотографии. Трудности и сложности
репортажной фотосъемки. Удачный кадр. Работа с материалами
школьной прессы. Практическая работа с фотоматериалами.
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 7 по теме
«Репортажная фотография».
1
2
1
1
1
1
8
1
35
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— pdf-файл газеты
«Молодежный портал».
Успеть поймать кадр.
Фоторепортер на задании.
Как делают газету.
Основные элементы верстки.
Особенности репортажной фотосъемки. Подготовка фотоколлажа.
Творческий практикум.
Основные визуальные элементы газетной верстки. Словарик
верстальщика. Практическая работа в группах с образцами
школьных газет.
31
Правила верстки.
Учимся на чужих ошибках.
Основные ошибки, которые допускают школьные издатели в
верстке печатных изданий. «Газета ошибок». Практическая работа
в группах — игра-соревнование.
32
Школа юного видеоблогера.
Есть идея!
33
Очень длинное чтение.
Делаем лонгрид.
Общее знакомство с видеоконтентом блогов, которые ведут
российские школьники. Генерация идей для школьного
видеоблога. Конференция (выступления учащихся), «мозговой
штурм».
Общее знакомство с тем, что из себя представляет современный
мультимедийный лонгрид. Работа с образцом современного
лонгрида издательского дома «Коммерсантъ». Анализ лонгрида,
выполненного школьниками. Работа в группах, беседа.
29
30
16
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— pdf-файлы 6-ти школьных
изданий.
В Приложении к учебному
пособию:
— Приложение № 8 «Газета
ошибок».
В Приложении к методическим
рекомендациям:
— html-файл школьного
лонгрида.
34
35
Презентация творческих
проектов.
Итоговое занятие.
Резервное занятие.
«Отчебутца». Большая игра.
Открытая презентация на широкую аудиторию выполненных в
рамках
курса
итоговых
проектов,
коллективных
и
индивидуальных.
Творческая игра для участников курса и приглашенных гостей.
17
1
1
1
1
Средства обучения и воспитания
Основные требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса
Необходимым условием проведения занятий является наличие в учебной аудитории
постоянной возможности выхода в Интернет для организации поисковой и
исследовательской деятельности во время выполнения некоторых практических
индивидуальных и групповых заданий. Для выполнения практических заданий в рамках
данного курса учащимся предоставляется алгоритм поиска информации в сети Интернет,
пользуясь которым они приобретают навыки работы с поисковыми системами и
медиаресурсами, приобретают опыт работы с верифицированными источниками
информации. Часть занятий выстроено таким образом, что работу в сети Интернет можно
организовать с помощью смартфонов.
В качестве дидактических материалов для работы на занятиях учащимся предлагаются:
публицистические тексты школьников, опубликованные на образовательных
ресурсах: Ярославский центр телекоммуникационных технологий, Всероссийское
сообщество школьных издательств «Стенгазета», Портал школьной прессы России, сайты
детских газет и журналов;
видеосюжеты, созданные школьниками, опубликованные на видеохостинге YouTube
и в группе Всероссийского фестиваля юношеских СМИ и кино «Волжские встречи»
ВКонтакте;
печатные издания, выпускаемые в школах России, опубликованные на портале
Всероссийского сообщества школьных издательств «Стенгазета»;
Видеоресурсы детского телеканала «Карусель» и киножурнала «Ералаш»;
медиаресурсы некоторых «взрослых» СМИ, книжные, театральные и киноблоги на
Яндекс.Дзен и в социальных сетях.
Список литературы и Интернет-ресурсов
1. Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной
продукции : Учебное пособие. – Москва, 1997. URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm
2. Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003.
URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm
3. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.
А., 2000.
4. Курс «Современное школьное телевидение». Занятие 1. — YouTube-канал «После
школы». — URL: https://www.youtube.com/watch?v=SMd1HtpaBIE
5. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс,
2001. URL: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm
6. Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности
журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2000. — URL:
http://evartist.narod.ru/text5/62.htm
18
7. Русский язык и культура речи : Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений под ред. В. И. Максимова. – М., 2001. URL: http://www.bibliotekar.ru/russkiyyazyk/index.htm
8. Система средств массовой информации России : Учебное пособие для вузов / под
ред.
Я.
Н.
Засурского.
–
М.:
Аспект
Пресс,
2001.
URL:
http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm
9. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2002. URL:
http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm
10.Шостак М. И. Репортёр: профессионализм и этика. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2003.
URL: http://evartist.narod.ru/text/08.htm
11.BBC
Academy.
Школа
журналистики.
—
URL:
http://www.bbc.co.uk/academy/russian
19