I.Пояснительная записка
Школьное самоуправление – это участие обучающихся с различным уровнем
активности в школьной самостоятельной жизни класса, школы, в которой каждый
обучающийся может определить своё место и реализовать свои способности и
возможности. Ученическое самоуправление обеспечивает развитие у учащихся
самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно
значимых целей. Деятельность ученического самоуправления в школе зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, программнометодического, социально-психологического характера, а также от педагогического
руководства.
Программа внеурочной деятельности «Школа актива» способствует развитию
личности ребенка, прежде всего его организаторского опыта, опыта организации
деятельности других. Она нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков
«представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости
личности.
Цель: формирование всесторонне развитой личности, способной постичь и
реализовать потенциал своих знаний и возможностей и адаптироваться к окружающей
среде.
Планируемые результаты
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
-формирование положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-формирование дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
-формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям
общества и к социальной реальности в целом.
-формирование активной жизненной позиции и лидерских качеств личности.
Программа рассчитана на 34 учебных часа и предполагает проведение занятий 1
раз в неделю.
Занятия представляют из себя в большей части заседания Совета лидеров. В ходе
таких заседаний участники учатся ставить задачи и планировать пути решения,
развивают коммуникативные и лидерские качества.
Особенности набора детей – учащиеся 5-9 классов, входящих в Совет лидеров
школы.
Программа предполагает, что участники Совета лидеров выступают в качестве
инициаторов и организаторов различных школьных мероприятий.
II. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
6.
7.
9.
10.
11.
12.
Вид программного материала
Количество
часов
Вводное занятие
Выборы в классах. Выборы в школе
Предлагаем. Планируем. Реализовываем.
Лидер. Команда лидера
Коммуникативные качества, самооценка
Сборы актива
Лидеры и Движение первых
Ученическое самоуправление в России и за
рубежом
Практикум «Оценим себя реально»
Итого
1
3
10
4
4
4
6
1
1
34
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Школа лидера» (34 ч.)
Тема
Содержание занятия
Вводное
занятие.
сплочение
Вводное занятие – 1 час
Игры
на Анкетирование «Я – ученик», «Каков я в
школе?» Знакомство с членами группы.
Психологические игры и тренинги. Игры
«Волшебный магазин», «Шарж»,
«Символика».
Выборы в классах. Выборы в школе – 3 часа
Основы самоуправления
Понятие о сущности и механизмах
Выборы Президента школы.
развития различных самодеятельных
добровольных объединений.
Самоуправление – управление собой.
Трудно ли управлять школой? Кто и чем
управляет в школе? Организация выборов
Президента школы.
Предлагаем. Планируем. Реализовываем – 10 часа
Мероприятия от Совета лидеров
Понятие «лидер». Черты характера
лидера. Планирование и реализация
мероприятий в школе.
Тренинг
Лидер. Команда лидера – 4 часа
Беседа на тему что значит работать в
команде. Алгоритм создания команды.
Связь лидера и команды.
Игры на выявление лидерской позиции,
формирование команды. Тренинг «Создай
команду»
Коммуникативные качества, самооценка – 4 часа
Коммуникативные
качества. Понятие «коммуникабельность» Навыки
Самооценка.
успешной коммуникации. Приёмы ведения
диалога. Пути повышения генерации идей.
Стимулирование
идей,
суждений.
Промежуточное ведение диалога. Приёмы
расширения и корректировки мысли.
Бесконфликтное общение. Овладение
способами эффективного общения.
Сборы актива – 4 часа
Взаимодействие Совета лидеров с
Коммунарские сборы (2 раза в год)
активом школы.
Лидеры и Движение первых – 6 часа
Организация акций Движения
Совет лидеров выявляет действующие
первых в школе.
акции на сайте «Движения первых»,
организует участие, освещает данные
события.
Ученическое самоуправление в России и за рубежом – 2 часа
Ученическое самоуправление в
История развития добровольных
России и за рубежом.
объединений в странах Европы и США.
Сущность и механизм самоуправления.
Общественные детско-юношеские
организации.
Практикум «Оценим себя реально» - 1 час
Практикум «Оценим себя реально». Анализ результатов.
III. Ресурсное обеспечение
Материально-техническая база: ноутбук, колонки , интерактивная доска,
документ-камера;
Информационные ресурсы:
Список литературы, рекомендуемой для педагогов:
1.Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.
2.Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного
образования детей. - М., 2000.
3.Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,
2007.
4.Иванов И.П. Коллективное творческое дело.- М., 1998.
20.Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М.,
2000.
Методические ресурсы:
-учебный кабинет;
-пакет диагностик;
-сборники игр и сценариев;
-дидактический материал;
-наглядный и раздаточный материал для игр.