Аннотации к рабочим программам АООП НОО (вариант 6.4)

Аннотации к рабочим программам, реализуемым в рамках
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.4)
«Общение (письмо)»
1 дополнительный – 4 класс
Рабочая программа образовательного предмета «Общение (письмо)» составлена на
основе Требования к результатам освоения программ общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта общего начального образования
обучающихся с НОДА ТМНР (ФГОС НОО обучающихся с НОДА ТМНР (приказ № 1598
вариант 6.4 ), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального образования обучающихся с на основе ФГОС для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России
от 24.11.2022 № 1023, вариант 6.4; (далее - ФАООП НОО ФГОС ОВЗ, вариант 6.4).
Учебный предмет «Общение (письмо)» является основной частью предметной
области «Язык и речевая практика».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕНИЕ (ПИСЬМО)»
Цель: формирование элементарных навыков письма.
Задачи:
 Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
 Развитие письменной коммуникации, подготовка к письму;
 Овладение способностью пользоваться письменной речью для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
 Копирование с образца отдельных букв, слогов или слов;
 Развитие предпосылок к осмысленному письму;
 Овладение письмом на доступном уровне.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕНИЕ (ПИСЬМО)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов на изучение предмета:
1 (доп.)- 99 часов в год, по 3 часа в неделю;
1 класс- 99 часов в год, по 3 часа в неделю;
2 класс- 102 часа в год, по 3 часа в неделю;
3 класс- 102 часа в год, по 3 часа в неделю;
4 класс- 102 часа в год, по 3 часа в неделю
СОДЕРЖАНИЕ
1. Упражнения для развития тонкой моторики рук
2. Рисуночное письмо
3. Жестово-образные игры
4. Ритмические упражнения
5. Начальные навыки письма

Общение (общение и чтение)
1 дополнительный – 4 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Требования к результатам
освоения
программ
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта общего начального образования обучающихся с НОДА ТМНР
(ФГОС НОО обучающихся с НОДА ТМНР (приказ № 1598 вариант 6.4 ), Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования
обучающихся с на основе ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, вариант
6.4; (далее - ФАООП НОО ФГОС ОВЗ, вариант 6.4).
Учебный предмет «Общение (общение и чтение)» является основной частью
предметной области «Язык и речевая практика».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕНИЕ (ОБЩЕНИЕ И
ЧТЕНИЕ)»
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачи:
1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
2. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
3. Пользование
воспроизводящими
заменяющими
речь
устройствами
(коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).
4. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
5. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
6. Обучение чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка
понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или
слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению; овладение чтением на доступном
уровне.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕНИЕ (ОБЩЕНИЕ И ЧТЕНИЕ)» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов на изучение предмета:
1 (доп.)- 132 часа в год, по 4 часа в неделю;
1 класс- 132 часа в год, по 4 часа в неделю;
2 класс- 136 часа в год, по 4 часа в неделю;
3 класс- 136 часа в год, по 4 часа в неделю;
4 класс- 136 часа в год, по 4 часа в неделю

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общение
1.1.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
1.2.
Коммуникация с использованием невербальных средств
2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
2.1. Импрессивная речь
2.2. Экспрессивная речь
2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
3. Чтение
3.1. Глобальное чтение
3.2. Предпосылки к осмысленному чтению.
3.2. Начальные навыки чтения.
Математические представления
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для
1
дополнительного; 1 – 4классов составлена на основе Требования к результатам освоения
программ общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта общего начального образования обучающихся с НОДА ТМНР (ФГОС НОО
обучающихся с НОДА ТМНР (приказ № 1598 вариант 6.4 ), Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся на
основе ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, вариант 6.4; (далее - ФАООП
НОО ФГОС ОВЗ, вариант 6.4), а также ориентированной на целевые приоритеты,
построенные в федеральной рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Математические представления»» является основной частью
предметной области «Математика».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

Главнейшая цель обучения математике обучающихся с умственной отсталостью в
умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями
развития с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - формирование
элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной
жизни.
Целью программы предмета «Математические представления» является
расширение у обучающихся жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне
окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при
решении конкретных практических задач.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов на изучение предмета:
1 (доп.)- 132 часа в год, по 4 часа в неделю;
1 класс- 132 часа в год, по 4 часа в неделю;
2 класс- 136 часа в год, по 4 часа в неделю;
3 класс- 136 часа в год, по 4 часа в неделю;
4 класс- 136 часа в год, по 4 часа в неделю.

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

СОДЕРЖАНИЕ
1. Количественные представления
2. Представления о форме
3. Представления о величине
4. Пространственные представления
5. Временные представления.
Развитие речи и окружающий природный мир
1 дополнительный – 4 класс
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир»
для 1 дополнительного; 1 – 4 классов составлена на основе Требования к результатам
освоения
программ
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта общего начального образования обучающихся с НОДА ТМНР
(ФГОС НОО обучающихся с НОДА ТМНР (приказ № 1598 вариант 6.4), Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования
обучающихся на основе ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, вариант
6.4; (далее - ФАООП НОО ФГОС ОВЗ, вариант 6.4), а также ориентированной на целевые
приоритеты, построенные в рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Развитие речи и окружающий природный мир»» является
основной частью предметной области «Окружающий мир».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

ПРЕДМЕТА

«РАЗВИТИЕ

РЕЧИ

И

Цели:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
 формирование бережного отношения к богатствам природы и общества,
навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной
среде
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности;
 направленное исправление дефектов общего и речевого развития ребенка ОВЗ,
его познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ
ПРИРОДНЫЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов на изучение предмета:
1 (доп.)- 33 часа в год, по 1 часу в неделю;
1 класс- 33 часа в год, по 1 часу в неделю;
2 класс- 68 часов в год, по 2 часа в неделю;
3 класс- 68 часов в год, по 2 часа в неделю;
4 класс- 68 часов в год, по 2 часа в неделю
СОДЕРЖАНИЕ
1. Растительный мир
2. Животный мир
3. Объекты неживой природы
4. Временные представления

Человек
Рабочая программа образовательного предмета «Человек» составлена на основе
Требования к результатам освоения программ общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта общего начального образования
обучающихся с НОДА ТМНР (ФГОС НОО обучающихся с НОДА ТМНР (приказ № 1598
вариант 6.4 ), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального образования обучающихся с ОВЗ на основе ФГОС для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России
от 24.11.2022 № 1023, вариант 6.4; (далее - ФАООП НОО ФГОС ОВЗ, вариант 6.4).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Цель: формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания, формирование
представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также
умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов на изучение предмета:
1 доп.- 33 часа в год, по 1 часу в неделю;
1 класс- 33 часа в год, по 1 часу в неделю;
2 класс- 34 часа в год, по 1 часу в неделю;
3 класс- 34 часа в год, по 1 часу в неделю;
4 класс - 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Представления о себе
2. Семья
3. Квартира, дом, двор
4. Школа
5. Предметы и материалы, изготовленные человеком
6. Населенный пункт (город)
7. Транспорт
8. Традиции, обычаи, страна

Домоводство (самообслуживание)
Рабочая
программа
образовательного
предмета
«Домоводство
(самообслуживание)» составлена на основе Требования к результатам освоения программ
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта общего
начального образования обучающихся с НОДА ТМНР (ФГОС НОО обучающихся с
НОДА ТМНР (приказ № 1598 вариант 6.4), Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального образования обучающихся с на основе
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, вариант 6.4; (далее - ФАООП НОО ФГОС
ОВЗ, вариант 6.4).
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
(САМООБСЛУЖИВАНИЕ)»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ДОМОВОДСТВО

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственнобытовой деятельности.
Задачи программы:
 Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в
процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.
 Формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение
действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и
территории, уходу за вещами.
 Формирование умений обслуживать себя или принимать помощь при одевании и
раздевании, приеме пищи, питья и других гигиенических процедурах.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
(САМООБСЛУЖИВАНИЕ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов на изучение предмета:
1 доп.- 33 урока в год, по 1 ч. в неделю;
1 класс- 33 урока в год, по 1 ч. в неделю;
2 класс- 34 урока в год, по 1 ч. в неделю;
3 класс- 34 урока в год, по 1 ч. в неделю;
4 класс- 34 урока в год, по 1 ч. в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Гигиена тела.
2. Прием пищи.
3. Туалет.
4. Обращение с одеждой и обувью.
5. Уход за вещами
6. Покупки.
7. Обращение с кухонным инвентарем.
8. Продукты питания.
9. Приготовление пищи.
10. Уборка помещения

«ДОМОВОДСТВО

Музыка и движение
Рабочая программа образовательного предмета «Музыка и движение» составлена
на основе Требования к результатам освоения программ общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального
образования обучающихся с НОДА ТМНР (ФГОС НОО обучающихся с НОДА ТМНР
(приказ № 1598 вариант 6.4 ), Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального образования обучающихся с на основе
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, вариант 6.4; (далее - ФАООП НОО ФГОС
ОВЗ, вариант 6.4).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
Цель – помочь обучающемуся с помощью музыкальных средств воспринимать
звуки окружающего мира, отзываться на музыкальный ритм, мелодику звучания, разных
жанровых произведений. Развивать эмоциональную и личностную сферу обучающегося,
как средство социализации и самореализации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Количество часов на изучение предмета:
1 (доп.)- 33 часа в год, по 1 часу в неделю;
1 класс- 33 часа в год, по 1 часу в неделю;
2 класс- 34 часа в год, по 1 часу в неделю;
3 класс- 34 часа в год, по 1 часу в неделю;
4 класс - 34 часа в год, по 1 часу в неделю
СОДЕРЖАНИЕ
1. Слушание музыки.
2. Пение.
3. Движение под музыку.
4. Игра на музыкальных инструментах.
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
Рабочая программа образовательного предмета «Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)» составлена на основе Требования к результатам освоения
программ общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта общего начального образования обучающихся с НОДА ТМНР (ФГОС НОО
обучающихся с НОДА ТМНР (приказ № 1598 вариант 6.4 ), Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с на
основе ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, вариант 6.4; (далее - ФАООП
НОО ФГОС ОВЗ, вариант 6.4), а также ориентированной на целевые приоритеты,
построенные
в
федеральной
рабочей
программе
воспитания.

Учебный предмет «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)»
входит в предметную область «Искусство».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ)»
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений
изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными
средствами.
Основные задачи:
 развитие интереса к изобразительной деятельности;
 формирование умений пользоваться инструментами;
 обучение доступным приемам работы с различными материалами;
 обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
 развитие художественно-творческих способностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов на изучение предмета:
1 (дополнительный) класс – 33 часов в год;
1 класс – 33 часов в год;
2 класс – 34 часов в год;
3 класс – 34 часов в год;
4 класс – 34 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рисование
2. Лепка
3. Аппликация
Предметные действия
Рабочая программа образовательного предмета «Предметная деятельность»
составлена на основе Требования к результатам освоения программ общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального
образования обучающихся с НОДА ТМНР (ФГОС НОО обучающихся с НОДА ТМНР
(приказ
№
1598
вариант
6.4),
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального образования обучающихся с на основе
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, вариант 6.4; (далее - ФАООП НОО ФГОС
ОВЗ, вариант 6.4), а также ориентированной на целевые приоритеты, построенные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Предметная деятельность» входит в предметную область
«Технология».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
Цель обучения – помочь обучающемуся выразить свои желания и просьбы на
уровне ученик-учитель.
Основные задачи:

- формировать устойчивую мотивацию к выполнению задания;
- освоение простых действий с предметами (конструктор, мозаика, крышки,
ножницы, линейки и т.д.) и материалами (бумага, картон, ткань, нитки, пластилин, глина,
природный материал и т. д.)
- развитие умений следовать определенному порядку при выполнении
предметных действий;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипуляторной деятельности педагога
(с привлечением внимания голосом;
- развивать тактильные ощущения и расширять тактильный опыт;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ПРЕДМЕТНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ»

В

Количество часов на изучение предмета в год:
1 (дополнительный) класс-33 часа в год;
1 класс- 33 часа в год;
2 класс-34 часа в год;
3 класс -34 часа в год;
4 класс – 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. "Действия с материалами".
2. "Действия с предметами".
Адаптивная физическая культура
Рабочая
программа
образовательного
предмета
«Домоводство
(самообслуживание)» составлена на основе Требования к результатам освоения программ
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта общего
начального образования обучающихся с НОДА ТМНР (ФГОС НОО обучающихся с
НОДА ТМНР (приказ № 1598 вариант 6.4), Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального образования обучающихся с на основе
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, вариант 6.4; (далее - ФАООП НОО ФГОС
ОВЗ, вариант 6.4).
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«АДАПТИВНАЯ

Цель: повышение двигательной активности детей и обучение использованию
полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
 Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений.
 Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием
ортопедических приспособлений).
 Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью.
 Коррекция двигательных навыков, координации движений, физических качеств.
 Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на
лыжах, плавание и другие.
 Умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой:
усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических
упражнений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«АДАПТИВНАЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ

Количество часов на изучение предмета:
1 (доп.)- 99 часов в год, по 3 часа в неделю;
1 класс- 99 часов в год, по 3 часа в неделю;
2 класс- 102 часа в год, по 3 часа в неделю;
3 класс- 102 часа в год, по 3 часа в неделю;
4 класс -102 часа в год, по 3 часа в неделю
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы знаний.
2. Профилактические и корригирующие упражнения.
3. Развитие двигательных способностей.
4. Дыхательные упражнения.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие»
1 дополнительный – 4 класс
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» предназначена для
детей, которым рекомендовано обучение по варианту 6.4 ФГОС НОО ОВЗ, учитывает
особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает
коррекцию нарушений развития и способствует улучшению социальной адаптации детей.
Программа разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.4), Адаптированной
основной общеобразовательной программы для обучающихся с НОДА (вариант 6.4)
МБОУ СОШ № 30 г Пензы, с учетом ФАОП НОО ОВЗ (Приказ Минпросвещения РФ от
24.11.2022 №1023).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ»

Целью образования детей является формирование необходимых для жизни в
обществе практических представлений, умений, навыков, позволяющих достичь
максимально возможной самостоятельности в повседневной жизни.
Программа «Сенсорное развитие» направлена на формирование, коррекцию
восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является
чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от
того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с НОДА с
умственной отсталостью сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более
выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет
чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений.
Поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия
благоприятствует дальнейшему психическому и физическому развитию детей с НОДА с
интеллектуальными нарушениями.
Цель коррекционного курса: обогащение чувственного опыта через
целенаправленное
систематическое
воздействие
на
различные
анализаторы
(формирование, коррекция сенсорно-перцептивной деятельности обучающихся, а также
представлений обучающихся об окружающей действительности).
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество занятий в год в 1 дополнительном классе и 1 классе – по 33 часа (1 час
в неделю), во 2 – 4 классах по 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия не
превышает 20 минут.
СОДЕРЖАНИЕ
1 раздел. «Зрительное восприятие»
2 раздел. «Слуховое восприятие»
3 раздел. «Кинестетическое восприятие»
4. раздел «Восприятие запаха»
5 раздел. «Восприятие вкуса

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
1 дополнительный – 4 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными
Федеральным государственным образовательным стандартом образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (далее – ФГОС НОО
ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП
НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты, построенные в федеральной
рабочей программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ»

Цель коррекционного курса: на основе создания оптимальных условий
коммуникации формировать, актуализировать, развивать доступные ребенку средства
невербальной коммуникации, способствующие оптимизации психического развития,
социальной адаптации детей, а при соответствующих возможностях детей
активизирующие развитие речи.
Задачи:
- формировать положительное отношение ребенка к занятиям, обогащать
познавательный опыт, стимулировать развитие ВПФ;
- формировать и развивать умение вступать в контакт, поддерживать и
завершатьего, используя средства невербальной коммуникации;
- развивать понимание обращенной речи, понимание смысл рисунков,
фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- формировать и развивать умение понимать и использовать в общении
альтернативные средства коммуникации (предметы, изображения, взгляд, жесты,
шумовые и голосовые (подражательные) реакции).
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество занятий в год в 1 дополнительном классе и 1 классе – по 33 часа (1 час
в неделю), во 2 – 4 классах по 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия не
превышает 20 минут.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммуникация с использованием невербальных средств
2. Развитие речи средствами невербальной коммуникации
3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
4. Чтение и письмо

Коррекционный курс «Предметно-практические действия (Психомоторика и
развитие деятельности)»
1 дополнительный – 4 класс
Программа коррекционного курса предназначена для сопровождения ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для детей с НОДА с выраженной
интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии (6.4)
МБОУ СОШ № 30 г. Пензы, учитывает особенности их психофизического развития,
индивидуальные возможности, а также обеспечивает коррекцию нарушений развития и
способствует улучшению социальной адаптации детей. Программа составлена на основе
ФГОС НОО ОВЗ, АООП МБОУ СОШ № 30 г. Пензы, с учетом ФАОП НОО ОВЗ для
обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант 6.4) школы №30 г.Пензы.
Для обучающихся по варианту 6.4 ФГОС ОВЗ характерно сочетание нарушений
опорно-двигательного аппарата с нарушениями интеллектуального развития, зрения,
слуха, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы,
выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРЕДМЕТНОПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ (ПСИХОМОТОРИКА И РАЗВИТИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)»
Цель курса: формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Задачи:
- формирование представлений о предметах и действиях;
- формирование действий;
- коррекционные упражнения и воздействия.
Итоговые
достижения
обучающихся
определяются
индивидуальными
возможностями детей и тем, что их образование нацелено на максимальное развитие
жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в данном случае
регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач
повседневной жизни.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ
ДЕЙСТВИЯ (ПСИХОМОТОРИКА И РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Количество занятий в год в 1 дополнительном классе и 1 классе – по 33 часа (1 час
в неделю), во 2 – 4 классах по 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия не
превышает 20 минут.
СОДЕРЖАНИЕ
1. «Действия с материалами»
2. «Действия с предметами».
Коррекционный курс «Двигательная коррекция»
1 дополнительный – 4 класс
Программа коррекционного курса предназначена для сопровождения ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для детей с НОДА с выраженной
интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии (6.4)
МБОУ СОШ № 30 г. Пензы, учитывает особенности их психофизического развития,
индивидуальные возможности, а также обеспечивает коррекцию нарушений развития и
способствует улучшению социальной адаптации детей. Программа составлена на основе
ФГОС НОО ОВЗ, АООП МБОУ СОШ № 30 г. Пензы, с учетом ФАОП НОО ОВЗ для
обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант 6.4) школы №30 г.Пензы.
Для обучающихся по варианту 6.4 ФГОС ОВЗ характерно сочетание нарушений
опорно-двигательного аппарата с нарушениями интеллектуального развития, зрения,
слуха, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы,
выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ
КОРРЕКЦИЯ»

Цели коррекционного курса: целенаправленное двигательное развитие (работа по
поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию
двигательных навыков, обеспечение коррекции индивидуального двигательного
нарушения в зависимости от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата,
развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее
нарушений).
Задачи:
1. мотивация двигательной активности;
2. поддержка и развитие имеющихся движений, расширение по возможности
диапазона произвольных движений и профилактика возможных двигательных нарушений,
исходя из индивидуальных особенностей ребенка;
3. освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации);
4. формирование функциональных двигательных навыков, необходимых для
дальнейшей повседневной жизни;
5. развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
6. формирование зрительно-двигательной координации, ориентировки в
пространстве.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На освоение коррекционного курса в 1 дополнительном классе и 1 классе
отводится по 66 часов (по 2 часа в неделю) (33 учебные недели), во 2 – 4 классах
отводится по 68 часов (по 2 часа в неделю) (34 учебные недели). Продолжительность
занятия не превышает 20 минут.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел «Обучение двигательным навыкам»
Раздел «Развитие физических способностей
Раздел «Развитие функций руки»
Раздел «Подвижные игры»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».